Безответственные провокационные действия и бряцание оружием в Крыму нанесли ущерб России и ее экономике, констатирует экс-премьер Российской Федерации и лидер «Республиканской партии России — Партии народной свободы» Михаил Касьянов. По его словам, эксперты уже посчитали, что только первый день агрессии обошелся в $72 миллиарда. Это, как отмечает политик, утрата капитализации российских компаний, в том числе и государственных. Кроме того, примерно $11 миллиардов — потери Центрального банка, который был вынужден бросить свои резервы на поддержание курса рубля.
В Киеве украинские эксперты тоже подсчитывают цену агрессии и возможные ее последствия для обеих сторон. Директор Украинского института публичной политики Максим Борода характеризует экономическую ситуацию как «игру с негативной суммой», предусматривающую потери с обеих сторон.
Аналитик международной компании Alpari Александр Михайленко считает, что экономические потери, которые понесли за первые две недели вооруженного конфликта обе стороны, просто ничтожны по сравнению с теми, которые могут быть даже в случае самых оптимистических сценариев. Но он считает, что больший урон может понести украинская экономика, поскольку «доля экспорта наших товаров на территорию РФ намного выше, чем доля экспорта в Украину нашего соседа». Несравнима, по мнению эксперта, и нынешняя устойчивость экономик двух стран.
«Не секрет, что золотовалютные резервы Украины ($15 миллиардов) уже давно находятся ниже критической черты — трехмесячного минимума стоимости импорта, составляющего примерно $21—22 миллиарда», — говорит Михайличенко. «Наша страна, образно говоря, балансирует на краю дефолтной ямы», — констатирует он и отмечает, что любые геостратегические конфликты могут привести к негативным последствиям. В этих условиях, подчеркивает аналитик, наша страна будет «максимально зависеть от взаимоотношений с внешними кредиторами». «Я считаю, что с точки зрения текущей ситуации Украине абсолютно все равно, откуда черпать кредитные средства, в какой форме и на каких условиях они будут предоставлены», — уверен эксперт. Однако выбор у нас невелик, объясняет он, поскольку с РФ по понятным причинам уже не может быть каких-то кредитных отношений. Средства же МВФ и Евросоюза крайне нужны, убежден Михайленко, потому что вне зависимости от дальнейшего геополитического развития ситуации вокруг Украины они нужны «прямо здесь и прямо сейчас».
В отличии от российского «на украинском фондовом рынке ситуация более стабильна», уверяет аналитик Михайленко и объясняет: в последнее время курс национальной валюты в стране определяется не решениями Нацбанка, а исключительно рыночными факторами — спросом и предложением на межбанковском рынке. «И курс доллара снижается, более того, сокращается спрэд — разница между ценой покупки и продажи. И это является индикатором того, что панические настроения, которые были еще неделю-две назад, если и не сходят на нет, то снижаются. Это — индикатор настроений на рынке. Несмотря на то, что происходит на политической арене, они улучшаются, стабилизируются», — говорит он. «Это, — резюмирует Михайленко, — огромный плюс для Украины».
В то же время, отвечая на вопрос «Дня», он отмечает, что монетарная политика российского Центробанка сегодня не соответствует международным стандартам поведения. И приводит пример повышения учетной ставки центробанком Евросоюза в 2008 году, когда европейские экспортеры уже и без того просто стонали из-за высокой стоимости своей валюты и даже собирались выводить свои предприятия за рубеж. Ситуации очень похожи, утверждает аналитик и говорит, что тогда экономическая ситуация в Европе заметно ухудшилась и переросла потом в кризис.
«Девальвация национальной валюты является одним из инструментов валютных войн, которые ведут между собой мировые игроки, — подключается к ответу на вопрос «Дня» Борода, — и если этот процесс контролируемый, то может быть, даже выгоден России, причем как правительству, так и компаниям, поскольку повышает конкурентоспособность на внешних рынках. Нужно помнить, что капитализм в России уже достаточно и даже сурово контролируемый, а олигархи не являются политическими фигурами. И Россия вряд ли сумеет вести войны одновременно на всех фронтах, и на валютном, и на военно-политическом, да еще при этом решать какие-то внутренние политические проблемы, — продолжает Борода. — Тем более, что война в Крыму требует от нее огромного напряжения сил. А для украинских олигархов ситуация и на внутреннем и на международном рынках складывается сейчас неплохо».