Глава Минэнергоугля Владимир Демчишин, состоящий, как он недавно признал, в «официально-профессиональных» отношениях с российским олигархом Константином Григоришиным, по мнению некоторых экспертов, один из самых вероятных кандидатов на выход из правительства. Не потому ли, чтобы удержаться в шатающемся под ним кресле, он нередко позволяет себе заявления, как говорится, на грани фола? Так, в минувшую субботу в эфире одного из телеканалов он пообещал увеличить добычу газа на территории Украины.
Прирост будет настолько значительным, что через три-четыре года, по словам министра, наша страна сможет отказаться от покупки газа как у России, так и у Европы. «Бурить достаточно просто, поскольку районы обеспечены трубопроводами, — сказал он. — Я уверен, что иностранные инвесторы готовы сюда прийти. Мы можем сбалансировать ситуацию с газом, наращивая собственную добычу и уменьшая в существенном объеме потребление».
В отношении инвесторов такой пассаж вполне понятен: уверенность министра может передаться также и им. Хорошо бы! В части потребления Демчишин тоже, безусловно, прав: соответствующий опыт в этом деле у нас уже есть. Правда, пока что экономия газа получена, в основном, за счет промышленности, тогда как жилищно-коммунальная сфера остается на том же первобытном уровне. Но что будет, если в стране неожиданно воцарится мир, и у производства откроется второе дыхание? Будет ли тогда Демчишин готов снять действующие сегодня лимиты на это топливо? Если судить по приведенному заявлению, то нельзя исключить, что министр уже знает положительный ответ на этот вопрос.
В апреле этого года «Нафтогаз Украины» подписал с отобранной на соответствующем конкурсе американской RyderScottCompany, которую называют одной из ведущих мировых компаний в этой сфере, договор на оценку резервов (запасов/ресурсов) углеводородов группы входящих в НАК компаний, включая «Черноморнафтогаз». Отчет о проделанной работе ожидается уже в июле. Судя по темпам, речь идет всего лишь о своеобразной инвентаризации. Никаких новых месторождений RyderScott на блюдечке никому не принесет. Но нельзя исключить, что американские специалисты сделают нам какой-то другой приятный сюрприз, о котором уже поспешили сообщить министру.
Напомним, согласно меморандуму украинских властей Международному валютному фонду от февраля 2015 года, до 30 июня должен быть проведен также независимый аудит всей дебиторской задолженности «Нафтогаза» для выявления должников, определения размера соответствующей задолженности, а также причин, лежащих в ее основе. Можно не сомневаться, что хорошая оценка запасов существенно повысит сильно пошатнувшийся имидж газового монополиста и будет способствовать лучшей его кредитоспособности. И именно новые кредиты, за счет которых можно будет отремонтировать старые и купить новые буровые станки, позволят, как, вероятно, рассчитывает Демчишин, нарастить добычу такими быстрыми темпами.
Между тем всего за два дня до демчишинского «бурить достаточно просто» состоялись парламентские слушания на аналогичную тему. Выступая на них, Алексей Нестеренко — главный инженер ПАО «Укргазвыдобування» (75% общей добычи газа в стране), заявил, что в 2015 году компания прогнозирует снижение добычи природного газа на 3%, или примерно на 400 миллионов кубометров. План компании предусматривает добыть в этом году около 14,7 миллиарда кубометров против 15,1 миллиарда в 2013 и 2014 годах.
Обращаясь к народным депутатам, главный инженер также подчеркнул, что недостаточное финансирование и проблемы со спецразрешениями на геологическое изучение привели к тому, что прирост запасов газа компании в минувшем году был втрое ниже объемов добычи. То есть разведывательное бурение на месторождениях очень сильно отставало, результатом чего стало ускоренное исчерпание запасов. По его словам, для выхода на ежегодный прирост запасов в объеме 18 — 20 миллиардов кубометров компании необходимо вдвое увеличить объемы разведочного бурения, а для этого иметь в цене необходимую инвестиционную составляющую и получать в полтора раза больше спецразрешений. Необходимый объем инвестиций в добычу Нестеренко оценивает в 7 — 8 миллиардов гривен в год.
На слушаниях были представлены данные «Нафтогаза» о реальном приросте разведанных запасов природного газа в Украине. В 2012 году этот показатель составил 22 миллиарда кубометров при добыче 23,7 миллиарда, в 2013 году — 13,7 миллиарда кубометров против 24,5 миллиарда, а в 2014 году — 6,85 миллиарда кубометров против 23 миллиардов добычи. Налицо элементарное проедание запасов при стагнации добычи. Жаль, что на такой случай законодатель не предусмотрел особой статьи в Уголовном кодексе...
А возвращаясь к теме о возможности полного отказа от импорта газа, отметим (и это, как нам кажется, должен бы понимать даже выпускник школы), что наращивать, причем резко, добычу можно только тогда, когда есть большие разведанные запасы. А для этого надо просто бурить: сначала разведочные, а потом — и эксплуатационные скважины. И чем больше, тем лучше, чтобы запасы существенно опережали добычу.
Геннадий РЯБЦЕВ, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, член общественного совета Минэнергоугля:
— При наличии достаточных ресурсов и системной работы правительства заявленные Демчишиным сроки вполне достижимы. Но практика действий нашей исполнительной власти, ее стремление выдавать желаемое за действительное опровергают многие звучащие заявления. Суть не в том, что мы не сможем отказаться. Дело в том, что для этого нужно последовательно реализовывать положения двух существующих в стране проектов Энергетических стратегий. Вместо того чтобы объединить их в один документ, оставили два проекта — так называемую Стратегию-2020, разработанную Центром Разумкова, и Стратегию-2035, созданную в Национальном институте стратегических исследований. В них предложены меры, позволяющие сократить энергозависимость, в частности по газу. Но эти меры без соответствующих ресурсов не реализовать. Так, для увеличения отечественной газодобычи необходимо ежегодно выделять в пять раз больше средств, чем сейчас. Таких средств у государства сегодня, естественно, нет. А для снижения газоемкости украинской экономики необходима модернизация. Но для нее нет необходимых стимулов. Я считаю, что единственным действенным мотиватором для снижения энергозависимости является повышение тарифов. Но и это не решает годами накапливавшихся проблем в этой сфере. А заявлять можно, конечно, что угодно. Только сначала хорошо бы иметь реальный, достижимый, измеряемый и согласованный с общественностью план действий.