Программа развития производства дизельного биотоплива, утвержденная недавно правительством, по словам начальника отдела энергетики и альтернативных видов топлива Минагрополитики Юрия Хоменко, «в первую очередь предусматривает использование государственных средств для проведения научных исследований, для утверждения стандартов и другой нормативной документации, без которой юридически невозможно продавать и даже производить дизельное биотопливо». Кроме того, подчеркивает он, эта программа должна стимулировать создание сырьевой базы. «Ею для биодизеля в Украине, как и в большинстве стран Европы, является рапс», — указывает Хоменко.
Однако по урожайности этой культуры наша страна пока что не достигла уровня европейских государств, где в среднем с каждого гектара получают до 35 центнеров с гектара, тогда как в Украине вдвое меньше — 16 центнеров. Хоменко прогнозирует: «В ближайшие годы мы превысим 20 центнеров. Уже в прошлом году, по сравнению с предыдущим 2005-м, собрали рапса в 2,2 раза больше». В этом году, по словам специалиста, посевных площадей отведено в 1,8 раза больше, чего достаточно для изготовления 200 тысяч тонн биотоплива. «А в следующем году должно быть в 4 раза больше», — указывает он.
Директор Научно-исследовательского института экобиотехнологий и биотехники при Национальном аграрном университете Валерий Дубровин добавляет, что площади земель, занятые под такие культуры как рапс, кукуруза, подсолнечник, будут продолжать расти. «Есть такие оценки, что 60% земель в Европе через 16 лет будут заняты энергетическими культурами», — указывает Дубровин и добавляет, что из них будут производить биодизель, биогаз, биоэтанол и другие виды биотоплива.
В Украине основной энергетической сельхозкультурой может стать рапс. Государство об этом беспокоится: еще два года назад ввело систему дотаций. В прошлом году за гектар озимого рапса аграрии получали сто гривен, а за ярый рапс — 65. Дотации этого года пока неизвестны — согласовываются с Министерством финансов Украины. Но уже известно, что в общем на эту программу, которая будет действовать до 2010 года, выделяется 70 миллионов гривен. За это время в Украине должно быть построено до 20 заводов по переработке рапса.
Никто не сомневается в том, что предпосылки для производства биотоплива в стране есть. Однако даже при наличии сырьевой базы и государственной поддержки превратить полукустарное сегодня производство в промышленную отрасль достаточно сложно. «В 12 областях Украины есть малые предприятия или опытные цеха, производящие биотопливо, но при условии отсутствия развитого рынка и утвержденной нормативно-технической документации оно используется только для собственных потребностей», — указывает Хоменко. А Дубровин углубляется в технологию: «Сегодня в сельских хозяйствах стали появляться установки, преимущественно из Польши и Чехии, позволяющие получить за сутки 200—400 литров биодизеля, но, к сожалению, у них нет систем очистки от воды, метанола, мыл. Это делает биодизель ядовитым, он не соответствует стандартам. Дубровин подчеркивает, что Научно-исследовательский институт экобиотехнологий и биотехники разработал национальный стандарт на биодизель, без которого в принципе невозможна реализация биодизеля ни в пределах страны, ни на экспорт. Однако документ еще в «финальной стадии» и увидит свет, скорее всего, только в середине года.
Производство альтернативных видов топлива в Украине, на взгляд Хоменко, будет становиться все более актуальным. «Наше сельское хозяйство не может стабильно функционировать без надлежащего обеспечения топливными ресурсами, — объясняет он. — Украинские крестьяне в среднем за год потребляют 1,3—1,5 миллиона тонн дизельного топлива, а на протяжении последних лет цена на него постоянно росла. Только за первое полугодие прошлого года — в 1,2 раза».
Но, по словам Дубровина, дизельное биотопливо должно быть конкурентоспособным на рынке нефтепродуктов, а иначе на практике его использование будет сведено к нулю. Для этого, по его словам, стоимость одной тонны рапса не должна превышать 1000 гривен. Но есть и еще одна острая проблема — сбыт биодизеля. Украинцы пока не готовы за свой счет переводить свои автомобили на этот вид топлива. Здесь нам стоит активнее перенимать иностранный опыт. По данным агентства Oil World, в конце 2005 года мировые мощности по производству биодизеля составляли порядка 10 миллионов тонн, и аналитики агентства прогнозируют, что уже в конце 2007 года они вырастут на 50% — до 15 миллионов тонн. Сегодня себестоимость биотоплива вдвое выше, чем обычного топлива, поэтому страны ЕС стимулируют его изготовление и потребление. В семи странах ЕС отменены налоги на биотопливо. В Германии оно не облагается минеральными и экологическими налогами, существует специальная система дотаций на выращивание рапса. Во Франции налоговая скидка составляет 0,35% евро/литр биодизельного топлива, в Испании автомобилистам, использующим такое горючее, разрешено бесплатно парковаться. Как следствие, благодаря государственной поддержке, в Европе один литр биодизеля на 0,10 — 0,15 євро дешевле, чем дизельное топливо. В Германии фермер за каждый гектар, засеянный рапсом, получает около 350 евро.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей КОНЕЧЕНКОВ, вице-президент Агентства по восстанавливаемой энергетике:
— В мире производится приблизительно по четыре миллиона тонн биоэтанола и биодизеля. На производстве биоэтанола преимущественно специализируются Бразилия и Америка, а биодизеля — в первую очередь Европа. Лидер в этом деле Германия, где в год приблизительно производится два миллиона тонн. Это больше, чем сегодня Украина импортирует дизельного топлива. 17 января Еврокомиссия выдала новую директиву (до 2020 года), касающуюся производства биотоплива. Оно будет составлять 10% от всего объема изготовленного в стране горючего. Это достаточно большая цифра. До 2010 года она будет равняться 5,75%. В Европе приблизительно 5% биодизеля направляется на использование в фермерских хозяйствах, 45% — для грузовиков, остальное разбавляется и добавляется к дизельному топливу.