Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть ли земле товаром?

Госкомзем и парламент имеют свои варианты ответа
27 октября, 2006 - 19:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина до сих пор не определилась относительно одной из крупнейших своих экономических проблем. Как считает глава Госкомзема Николай Сидоренко, ввод сельскохозяйственных земель товарного назначения в рыночное обращение является одним из наиболее острых на сегодня вопросов.

По данным Госкомзема, именно из- за этого украинские земли используются неэффективно. В то же время, по мнению Сидоренко, в Украине есть достаточная законодательная база, которая, в принципе, позволяет реализовать коммерческие проекты, и, что самое главное, рынок земли, несмотря на мораторий на ее продажу, тем не меньше существует. Кроме того, есть потребность и возможности для его развития. Если бы только законопроект «О рынке земли» не покрывался пылью в ВР уже четыре года. Наиболее оптимальным вариантом для сторонников разблокирования земельного рынка является принятие этого закона до конца года. Однако надежды на это у них немного.

Согласно заверениям Сидоренко, Госкомзем и парламент имеют определенные договоренности о быстром рассмотрении данного законопроекта. Однако и противники развития рынка земли — сторонники моратория разрабатывают свои законопроекты относительно его продолжения. Так, в начале октября Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в пункт 15 раздела Х «Переходные положения «Земельного кодекса Украины», который продлевает запрет на право проведения операций покупки-продажи аграрных участков до конца будущего года. За него проголосовали 398 депутатов при необходимых 226-ти. Но значительная часть экспертов считает, что продление моратория только затормозит развитие земельного рынка Украины и в придачу приведет к увеличению нелегальных схем купли-продажи.

Но сторонники либерализации рынка земли все еще надеются на удачу. Как указывает заместитель главы Госкомзема Владимир Жмуцкий, если ВР не успеет принять законопроект социалиста Василия Цушко до конца года, то уже с первого января земли получат рыночный статус. Сам же Цушко считает, что на сегодня еще не доработаны земельный кадастр и методика оценки земель, а поэтому продажа земли будет иметь исключительно негативные последствия, особенно если учитывать то, что, скорее всего, земля пойдет по демпинговым ценам. Социалист Александр Барановский предлагает продлить срок моратория даже до 2012 года, а коммунисты, в частности Александр Ткаченко, Петр Симоненко и Емельян Парубок — до 2015 года. Однако Сидоренко подчеркивает, что не стоит вводить вопрос покупки-продажи земель в политическую плоскость, ведь это все-таки экономический вопрос. «Рынок земли идет, мораторий существует. Какой же это рынок — теневой, деформированный, какой?» — спрашивает глава комитета. Он считает, что целесообразно будет «превратить землю в товар и создать правила игры (на земельном рынке. — Авт. ). «Там, где есть запрет, там возникает теневой сектор» — подытоживает Сидоренко. Как видим, мысли народных депутатов и мнение членов Госкомзема диаметрально противоположны. Например, Ткаченко считает, что «сделать землю товаром — предать Украину» (так он назвал одну из своих статей в защиту моратория) и осудил позицию тех, кто имеет другое мнение: «Некоторые из сторонников торговли землей считают, что продажа земли иностранцам будет способствовать увеличению инвестиций в нашу страну»... При этом он опирается на опыт Китая, где «и городские, и сельскохозяйственные земли находятся в государственной собственности, но поток в страну достигает сотен миллиардов долларов».

Пример явно неудачный, ведь, как напомнил Жмуцкий, в Земельном кодексе Украины продажа земель иностранцам запрещена, а разрешается только аренда. Ткаченко боится спекуляций землей. Но, по данным Госкомзема, и во время действия моратория покупают землю, используя нелегальные схемы. Жмуцкий уверен, «если мораторий будет снят завтра, то рынок заработает и много участков будет продано». Теперь же, пока действует мораторий, искусственно занижается будущая стоимость земли.

Большие споры ведутся о возможном изменении целевого назначния земли в случае ее продажи. Не допустить изменения статуса земельных участков, по мнению работников Госкомзема, можно путем предоставления права выносить решение об этом исключительно правительственные. Другой вариант — позволить это делать сельским советам, и только в том случае, если площадь участка более десяти гектаров, выходить на Кабмин. Между тем, рынок земли живет своей жизнью. Как сообщил Жмуцкий, за девять месяцев нынешнего года в Украине продано 4116 земельных участков площадью 2,5 тысячи гектаров. Их стоимость — около 840 миллионов гривен, однако от продажи поступило около 775 миллиона гривен. Если же и далее позволить рынку земли работать вне закона, то потери могут быть намного большими. Ведь, по его словам, нормативная денежная оценка пахотной земли и целины на сегодня составляет 313 миллиардов гривен, а стоимость земли под застройку на порядок выше. Отстаивая свою принципиальную позицию относительно земли как товара, Госкомзем, тем не менее, понимает и сложность этой задачи. Поскольку еще до отмены моратория следует рассмотреть необходимые законопроекты. Еще одной проблемой «земельного вопроса» является недостаточная квалификация экспертов-оценщиков. Как сообщил начальник управления рынка и оценки земель Госкомзема Станислав Горбатович, по результатам переаттестации ее не прошли 148 экспертов.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ