Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджет-2014: обратно в...УССР (?!)

«День» собрал мнения ведущих специалистов шести отраслей по проекту закона, который парламентарии собираются рассмотреть 16 января
9 января, 2014 - 11:52
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Ровно через неделю депутаты должны поставить точку в вопросе принятия бюджета. До второго чтения осталось 7 дней, но в бюджетном комитете парламента жарко: принимают предложения и поправки в бюджет. Впрочем, пока обобщают их и не озвучивают публично. Не могут сказать, когда состоится и заседание профильного комитета, потому что это решение за председателем комитета, который пока отсутствует.

Между тем «День» собрал мнения ведущих специалистов шести отраслей по проекту бюджета на 2014 год.

 

КОММЕНТАРИИ

«ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ СТАРАЯ СИСТЕМА ДОТИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА»

Александр СЕРГИЕНКО, директор Института города:

— Позитивных перемен к лучшему не наблюдается. Этот бюджет закрепляет старую систему дотирования регионов советского образца. В ней местные бюджеты не являются самодостаточными, они не могут проводить собственную социальную и другую политику, они полностью зависят от воли центральной власти. Зато по европейским нормам местные бюджеты должны быть полностью самостоятельные, потому что это один из столпов самоуправления. А теперь посмотрим на это в разрезе цифр. На потребности местных бюджетов от общегосударственных налогов и сборов в 2014 году поступит 74 миллиарда гривен. Но в бюджете параллельно отведена статья о так называемой дотации «выравнивания» финансирования регионов. На нее дадут 63 миллиарда гривен. Распределение этих межбюджетных трансфертов непрозрачно и не равномерно. На Винницкую область предлагают направить 1,25 миллиарда гривен, Донецкую — 1,235 миллиарда гривен, Луганскую — 1,077 миллиарда гривен и Львовскую — 1,358 миллиарда гривен. Город Киев не получает вообще ни копейки из этой статьи! Зато у него забирается половина налога дохода с физических лиц. Другие области получают менее миллиарда: Киевская — 431 миллион гривен, Кировоградская — 538 миллионов. Эту финансовую неравномерность дотирования регионов нельзя объяснить какими-то специфическими и понятными аргументами. Как и в предыдущих бюджетах, принцип распределения дополнительных субсидий непрозрачный, заполитизированный и зависит от степени «послушности» региона или города командам из центра.

«ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНЫХ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ»

Иван ТОМИЧ, председатель Союза участников обслуживающих кооперативов:

— Бюджет 2013 года был одним из худших для агросектора, а бюджет-2014 года — еще хуже. В нем даже пытаются отобрать у производителей поступления от налога на добавленную стоимость и передать в центральный бюджет и, якобы, установить ручной режим распределения этих средств. Теоретически с этого НДС могут собрать 2 миллиарда гривен, хотя реально сумма будет гораздо меньше. Кроме того, в таком случае однозначно снизят на 10% закупочные цены на животноводческую продукцию, а с другой стороны, произойдет рост на розничном рынке на эту продукцию... И все это на фоне отсутствия увеличения прямой поддержки для АПК.

Практически нет поддержки сельскохозяйственной кооперации, личных и фермерских хозяйств. Хотя бы сохранили действующую систему по уплате налога на добавленную стоимость, чтобы минимизировать риски экономики для аграрного производства в 2014 году. Мы четыре раза направляли Совету и правительству свои предложения в бюджет, начиная с сентября и заканчивая декабрем 2013 года. Но их «сбрасывают» на Минагропрод, а оттуда нам приходят отписки.

Мы хотим, чтобы Партия регионов во главе с Президентом и большинством в парламенте выполнила свое предвыборное обещание относительно развития сельхозкооперации, фермерских и мелких товаропроизводителей личных хозяйств: отразила их хотя бы в минимальных объемах финансирования напрямую из бюджета.

«...ПРИГОВОР УГЛЕПРОМУ И ГАЗОВОМУ РЫНКУ»

Александр ТОДИЙЧУК, президент международной общественной организации «Киевский международный энергетический клуб» (Q-Club):

— Этот бюджет может стать приговором для украинского углепрома: привести к завершающей приватизации и полной передаче шахт в частные руки. Условия работы для участников рынка также ухудшаются. Ведь с одной стороны, появится более дешевый газ и снизится добыча угля. Поэтому промышленность и коммунальщики больше будут потреблять именно газ. Хотя пока еще не понятно, что страна взамен пообещала за это удешевление. Мне кажется, что это «морковка впереди ишака». С другой стороны, правительство не будет ограничивать завоз российского угля на территорию Украины. Помним, что наш уголь трудно добывается: большие глубины, не толстые слои, которые часто круто обрываются. То есть себестоимость его добычи высокая. В России же есть открытые месторождения, где уголь добывают карьерным способом, что позволит вытеснять аналогичный украинский продукт благодаря меньшей цене.

Не содержит бюджет и решение проблемы модернизации ЖКГ. Зато быстрой приватизацией генерирующих объектов планируют удовлетворить желание наживы олигархов и параллельно переложить на их плечи эту модернизацию. Но последние на это не пойдут при условии отсутствия гарантированного права собственности.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Относительно газового сектора, тоже больше вопросов, чем ответов. Если «Газпрому» передадут хоть частичное управление ГТС и подземных газоубежищ, то все шансы дальнейшего самостоятельного и успешного развития газовой отрасли в Украине потеряют. Возникнут даже проблемы у Шелла и Шеврона со снабжением сланцевого газа, который будут добывать на украинских территориях.

«ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ НДС ОСТАЕТСЯ НЕРЕШЕННОЙ»

Сергей ПРИТОМАНОВ, генеральный директор «Федерации металлургов Украины»:

— Поскольку металлургическая отрасль ориентирована на экспорт и приватизирована полностью, нас интересует, в первую очередь, сколько средств заложено на возмещение НДС. В бюджете на эти цели обещают дать приблизительно 47 миллиардов гривен. И нас это не удовлетворяет. Ведь есть очень большие долги с прошлого года, которые планируется погасить государственными облигациями. Но как они будут торговаться — неизвестно. Никакие суррогатные платежные средства не решают вопрос, потому что порождают проблему дисконта, то есть перекупку таких бумаг на рынке по сниженной цене. И размер этой скидки может быть разным. Поэтому проблема возвращения НДС как была, так и остается нерешенной. Другой вопрос касается Налогового кодекса. Когда его принимали, то главным преимуществом называли постепенное снижение налога на прибыль и НДС. Но через непростую экономическую ситуацию в стране налоговое снижение отложили как минимум на год. Третье — мы считали и считаем, что показатели госбюджета по темпам роста очень сильно завышены. Правительство не прислушивается к другим мнениям в вопросе роста ВВП, а занимается популизмом. Поэтому комментировать 3% роста ВВП не корректно. Дай Бог, чтобы мы вышли на ноль по итогам года. Нужно честно сказать, что запланированных в бюджете доходов не будет, потому должны быть реальные расходы.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЛУЧИТЬ ИЗ БЮДЖЕТА ДВА МИЛЛИАРДА, В ЦЕЛОМ ОТРАСЛЬ ТРЕБУЕТ ПОЧТИ 10 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН»

Лев ПАРЦХАЛАДЗЕ, председатель «Конфедерации строителей Украины:

— Мы заинтересованы в увеличении ассигнований на развитие государственных программ в отрасли, таких как помощь молодым семьям путем компенсации процентной ставки по банковским кредитам, «50% на 50%», «70% на 30%»...

В прошлом году на программу ипотечного кредитования из бюджета поступило около миллиарда и еще 300 миллионов гривен на две программы («50% на 50%», «70% на 30%»).

В 2014 году хотелось бы получить из бюджета на эти цели два миллиарда, потому что в целом отрасль требует почти 10 миллиардов гривен.

«НА АВИАЦИЮ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫДЕЛИТЬ МЕНЬШЕ МИЛЛИАРДА ГРИВЕН»

Вячеслав БОГУСЛАЕВ, почетный президент ПАТ «Моторсіч»:

— Чтобы авиационная отрасль работала стабильно, каждый год нужно формировать заказ на 3,5—4 миллиарда гривен. А нам из бюджета 2014 года предлагают дать меньше миллиарда гривен (из-за заказа разных министерств). Разумеется, мы не довольны таким бюджетом. Я думаю, что год будет сложным, но лучше чем предыдущий, потому что для большинства предприятий отрасли он был провальным. Поддержка может быть не только прямой, из бюджета. В Китае, Бразилии действует экспортное кредитование госбанков. У нас должно быть так же. Один банк должен финансировать экспортные заказы украинского бизнеса, а другой — помогать иностранным покупателям приобретать эту продукцию. Мы подавали это предложение в Минфин уже два года подряд, оно есть в программе развития самолетостроения до 2020 года, есть и банки... Появится еще и Банк развития, и я уверен, что он будет финансировать такие проекты уже в нынешнем году.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ