Принятый в первом чтении бюджет Украины на 2017 год называют по-разному. Но представляется, что приемлемым для всех, и для критиков и для апологетов, было бы слово «неожиданный». Впервые представили в парламент в установленный законом срок — неожиданно. И за это все выставили правительству плюсы.
Но через несколько дней после голосования правительство обнародовало неоднозначную, но для огромного количества граждан благую новость о двойном (до 3200 гривен) повышении минимальной зарплаты — неожиданно. А за два дня до этого не знали о такой возможности? Неужели деньги нашли где-то под ногами на улице? Да нет, клянутся, что возьмут их там, где и на все остальные расходы — в экономике. Неожиданно. Ведь для этого она, экономика, должна быть растущей, не так ли? А какой заложен на этот счет в бюджете прогноз?
Говорит глава Счетной палаты Украины Роман Магута:»При расчете показателей проекта госбюджета учтен трехпроцентный рост реального ВВП, что в условиях низкой покупательной способности населения, сокращения кредитования экономики, неблагоприятного инвестиционного климата в стране и ухудшения прогноза по конъюнктуре на международных сырьевых рынках является слишком оптимистичным».
Есть серьезные претензии к бюджетным неожиданностям и у главы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергея Рыбалки. Он подчеркивает, что по оценкам экспертов проект бюджета на следующий год увеличивает фискальную нагрузку на экономику (будет ли она в результате работать лучше?). «Уровень перераспределения ВВП через бюджет на 2017 год будет составлять почти 34%. Это самый высокий показатель за последние годы, — отмечает народный депутат, — В бюджете на следующий год расходы потребления будут составлять 92%. Предлагаемый бюджет не содержит расходов развития экономики». «Опять будем иметь бюджет проедания?» — спрашивает глава комитета. На веб-сайте Минфина можно увидеть ответ: «Бюджет формировался не от пожеланий, а от реальных возможностей. Это даст возможность получить запланированные поступления, не создавая давление на бизнес».
Претензии с другого фланга озвучил сопредседатель партии «Наш край» Сергей Кальцев: «Сейчас в проекте госбюджета-2017 сумма на субсидий выросла всего на 7,8% (до 51 миллиарда гривен). Премьер-министр Гройсман говорит о том, что в этом году на субсидии будут претендовать около девяти миллионов украинских семей. При этом средний размер субсидии составляет около 2000 гривень. То есть, фактически правительству необходимо более 100 миллиардов гривень на субсидии, — цитирует руководителя пресс-служба партии, — А это вдвое меньше суммы, заложенной в бюджет на следующий год».
«Будущее на самом деле не подлежит планированию или плохо ему поддается?» — спросил «День» у директора экономических программ Украинского института будущего Анатолия Амелина. «Нет, будущее как раз подлежит программированию, более того, оно рукотворно, — возразил он, — И мы можем создать будущее, какое хотим. Если мы о нем думаем. А если мы не создаем будущего, оно будет хаотичным». «Является ли новый украинский бюджет планом будущего?» — допытывался «День».
«По классической теории бюджет должен быть частью реализации средне— и долгосрочных планов государства, — ответил эксперт, — Но у нас их нет. Мы живем, продолжая из года в год бег по одним и тем же граблям. В бюджете мы не ставим задач по развитию экономики. Люди, принимающие участие в бюджетном процессе, работают в основном над созданием и укреплением своих электоральных возможностей... Мы из года в год наращиваем социальные расходы, давая те или иные подачки пенсионерам, которые достаточно активны по сравнению с другими людьми на выборах, — продолжил Амелин. — Это не создает стимулов для роста экономики, для того, чтобы молодым поколениям можно было жить в этой стране. Так что наш бюджет сейчас, к сожалению, не является частью реализации плана будущего. Он — часть плана сохранения настоящего или даже инструмент отката в прошлое. К примеру, наши исследования показывают, что сегодня по качеству жизни мы вернулись к 1991 году».
Оценивая по просьбе дня экономическую ситуацию в Украине применительно к проекту бюджета на 2017 год, эксперт экономических программ Института будущего Ольга Хоменко подчеркивает, что вызовами при реализации бюджета могут стать потенциальная девальвация гривни, инфляция, сокращение доходов от экспорта, неблагоприятный инвестиционный климат, нестабильность банковской системы, проблемы с кредитованием страны.
По мнению эксперта, главной проблемой доходной части бюджета являются большие надежды правительства на налоговые поступления, в частности, от непрямых налогов — НДС (39,9% совокупных доходов), акцизные сборы — 15,5%. А также на доходы от приватизации и продажи конфискованного имущества. Хоменко отмечает, что в данном случае налоги выполняют не стимулирующую функцию, а только фискальную, что не способствует активизации экономической деятельности, росту инвестиционной привлекательности страны и может привести к снижению ВВП.
Что касается резкого повышения минимальной зарплаты, то Амелин уверен: «На падающей экономике наращивать расходы бюджета, наращивать потребление нельзя. Это — стимулирование инфляции. Зато круто растут политические баллы у людей, которые причастны к такому решению. Премьер и Президент, который его поддерживает, надеются на повышение своего рейтинга. Конечно, некоторые политические силы будут спекулировать на повышенных тарифах, а агрессивная Россия будет их поддерживать. И власть такими мерами хочет забежать вперед и предупредить критический рост недовольства».
Хоменко говорит о том, что после нынешнего повышения «минималки» физические лица предприниматели, которые платят 22% (единого социального взноса) от минимальной заработной платы и с начала 2017 года будут ежеквартально платить 2112 гривен. То есть налицо рост налогового давления на малый бизнес, подчеркивает исследователь.
В то же время она считает, что по расходной части бюджет является социальным, поскольку 23,4% его затрат направляются на социальную защиту и обеспечение неимущих слоев населения. Так, на финансирование Пенсионного фонда предусмотрено 21,6% от всех расходов бюджета. В то же время на финансирование экономической деятельности в бюджете выделено лишь 5,4% совокупных затрат. По мнению эксперта, это свидетельствует об отсутствии в главной смете страны рычагов, способных стимулировать экономическое развитие и об усилении тенденций к стагнации национальной экономики.
Эксперт также напоминает, что Минфин принял решение игнорировать предельную норму роста государственного долга и отмечает, что это может привести Украину в будущем к долговой яме, а впоследствии и к дефолту. «Все мы знаем, — дополняет Амелин, — как работает бизнес. А строим сейчас бюджет, основываясь не на бизнес-стратегии, а на продолжении планов прошлого года, переносящихся, по сути, на будущий год».
«Не предусмотрены в проекте бюджета какие-либо действенные меры по детенизации экономики, — отмечает Амелин, — В то же время перспективы доходов бизнеса оценены в излишне оптимистичном формате. А что будет, если планы бюджетных поступлений не будут выполняться? Нам придется опять занимать деньги. Если мы посмотрим на динамику внешних заимствований Украины и динамику роста экономики, то увидим, что это ситуация классической преддефолтной модели. Мы уже провели одну реструктуризацию. Как бы не пришлось делать вторую и третью. Когда закладываем в бюджет нереалистичные показатели, то затем опять, как правило, вынуждены выходить на рынок заимствований».
Эксперты «из будущего» советуют народным депутатам и Минфину, который в нашей стране является беспрекословным лидером бюджетного процесса, внести в ходе последующих слушаний поправки, сделающие бюджет более реалистичным...