Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджет «под выборы»

Он ведет только к снижению конкурентоспособности страны на внешнем рынке
8 ноября, 2005 - 20:33
ПРАВИТЕЛЬСТВУ ПРИШЛОСЬ ДОЛГО УГОВАРИВАТЬ ВЕРХОВНУЮ РАДУ ПРИНЯТЬ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА. ПАРЛАМЕНТАРИИ ОТБИВАЛИСЬ ИЗО ВСЕХ СИЛ, НО ВСЕ-ТАКИ КАПИТУЛИРОВАЛИ / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Большинство украинских депутатов относятся к бюджету как к магазину самообслуживания, пытаясь удовлетворить потребности своих предвыборных кампаний именно за счет него. Такую неординарную мысль высказал руководитель представительства фонда Конрада Аденауэра в Украине Ральф Ваксмут. По словам эксперта, беда нашего бюджета-2006 состоит как раз в том, что его обсуждение совпало с предвыборной гонкой. Поэтому-то депутаты никак не могут принять законопроект о бюджете — каждому приходится лоббировать свое, а найти точки соприкосновения, как всегда, сложно.

Вместе с тем, по словам Ваксмута, бюджет — это компас, указывающий правительству и всей стране направление движения. По мнению эксперта, сейчас мы движемся уверенным шагом в сторону неконкурентоспособности. К этому приводит множество социальных подарков, предусмотренных бюджетом. Но страна не может их оплатить. Тогда как дотации во всевозможные отрасли делают их неспособными к эффективной работе на рынке. Чтобы этого не было, или, как выразился Ваксмут, «был дан шанс будущему», дотировать нужно только развитие образования и технологий — это сделает государство платежеспособным. Немецкий эксперт обратился к нашим политикам с просьбой не усложнять жизнь будущим поколениям, накапливая долги и обязательства, отдавать которые прийдется именно им. А отечественных экспертов он призвал не отдавать обсуждение бюджета на откуп политикам и активно участвовать в его создании.

Однако, как отметил эксперт Лаборатории законодательных инициатив Габриэль Асланян, государство не очень интересуется мнением общества. Практически вся критика экспертного сообщества прошла мимо власти. Власть не интересовало, что экономически «продвинутая» часть общества активно выступала против излишней социализации бюджета-2005. По словам Асланяна, баланс между потребительскими расходами и расходами на развитие не достигнут и в бюджете-2006. А нужды потребителей удовлетворяются в первую очередь потому, что таким образом действующая власть может закрепить и приумножить любовь электората.

Безусловно, рост доходов населения — штука нужная и важная, однако, по мнению экспертов, любовь можно снискать и более эффективными, не разрушительными для экономики методами. Например, финансируя реформу жилищно-коммунального хозяйства, работая над энергосбережением и развитием транспорта. Результаты всех этих социальных инвестиций были бы видны сразу, коснулись бы каждого, однако были бы тратами развития. Но если на реформу жкх необходимо как минимум 0,5 млрд. гривен, то государство выделило только три миллиона.

Еще одной проблемой, по словам экспертов, является финансирование государственных целевых программ. Их разработано множество, в том числе и по развитию отраслей, где будут создаваться новые рабочие места. Однако по сравнению с прошлыми годами некоторые из них недофинансированы на 99,9%. И очень опасно, что экономить пытаются на стратегически важных отраслях — новых технологиях и промышленных новинках. Как отметил Асланян, можно понять сокращение трат на производственную сферу — подчинение требованиям ВТО, однако оправдать урезание средств на инновации сложно.

Впрочем, если учесть сложную ситуацию с налогообложением, можно понять источники и причины названных проблем. Как отметил экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрий Боярчук, в этом году правительство слишком рассчитывает на налоговые поступления. Основой для такого оптимизма служит будто бы расширившаяся за счет выхода бизнеса из «тени» налоговая база. Однако, по словам эксперта, никакого выхода из тени не было. Напротив, усиление давления на предпринимателей (в частности, это обеспечивалось ростом ставки налога на физлиц) только ухудшило бизнес- среду. Поэтому было бы вполне логичным для власти умерить ожидания и строить пессимистичный бюджет. Кроме того, властью сегодня недооценен дефицит Пенсионного фонда, который практически самостоятельно создал колоссальный дефицит в бюджете. Правда, как отмечает Боярчук, у власти скоро появится шикарная возможность разобраться с этими проблемами — после мартовских выборов подобных стрессов не будет еще долго. Самое время заняться пенсионной реформой, совместив ее с реформой налоговой сферы.

Президент аналитического центра «Академия» Александра Кужель уверена, что бюджетный процесс необходимо начинать с разъяснения реальной ситуации в стране, о которой пока не догадывается даже парламентская оппозиция. Выручить в этой ситуации могло бы, по ее мнению, введение индикаторов контроля за работой каждого министра и увеличение полномочий Счетной палаты.

Пока же Президент, обещая не менять правила игры каждую неделю, делает это с завидной регулярностью. А ведь снизить налоговое давление, по словам Кужель, можно даже не внося изменений в бюджет, просто уменьшив стоимость административных услуг, которые в последнее время возросли в восемь раз. Впрочем, на это тоже понадобится много денег — деньги за административные услуги, не идущие в бюджет, помогают выжить многим ведомствам. Если же этого источника доходов не будет, их придется финансировать из бюджета, где денег попросту нет.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ