Бюджет на 2015 год и принятые в конце 2014 года изменения в Налоговый кодекс... сфальсифицированы в отдельных разделах. Об этом заявила на согласительном совещании перед первым в 2015 году заседании парламента лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко. По ее словам, обнародованный Закон «О государственном бюджете 2015 года» не отвечает проголосованному депутатами. Основные претензии — к разделу децентрализации. По словам Тимошенко, нарушена договоренность о передаче местным бюджетам 1,7 миллиарда гривен на приобретение лекарств. Зато эти средства, будто, говорит Тимошенко, переданы в Министерство здравоохранения, что значит, что тендерная закупка лекарств будет проходить «из центра». А это выглядит, по меньшей мере, странно. Ведь, напомним, министр здравоохранения Александр Квиташвили сразу после назначения объявил об отказе Минздрава от тендерных закупок лекарств и создании соответствующей централизованной системы через международные организации. «Министерство уже начало разговор с ЮНИСЕФ об этом. Конечно, будут определенные типы лекарств, которые не могут быть закуплены международными организациями», — сказал он.
Но закупка лекарств — не единственная «претензия» Тимошенко. По ее словам, во время того ночного голосования за бюджет шла речь о повышении социальных стандартов за счет индексации зарплат и пенсий с 1 июля, но в обнародованном варианте закона этого пункта нет. «Существуют десятки отклонений в законе о бюджете в отличие от того, который был проголосован в зале, так же и в налоговых законах», — подчеркнула она, и пообещала передать все факты нарушений в прокуратуру.
Впрочем, это замечание на заседании согласительного совета лидеров фракций сразу же опроверг вице-премьер-министр культуры Украины Вячеслав Кириленко. Кроме того, он заверил, что в документе никаких правок, кроме официально внесенных с голоса, нет. А спикер парламента Владимир Гройсман прибавил, что обещанная индексация зарплат и пенсий есть, но в законе №1577, за который тоже проголосовали депутаты.
Арсений Яценюк пока никак не отреагировал на обвинение в ряде фальсификаций. «День» обратился в пресс-службу КМУ за официальным разъяснением. Впрочем, на момент сдачи материала ответа за два дня так и не поступило.
Между тем скандал вокруг бюджета разворачивается все больше и обрастает новыми деталями и вопросами к правительству.
В частности вчера фракция Блока Петра Порошенко заявила, что хочет вызвать КМУ на ковер. «При той дискуссии, которая возникла относительно бюджета, я думаю, было бы целесообразно в пятницу нам послушать правительство, как мы двигаемся дальше в отношении бюджетного процесса», — заявил народный депутат БПП Николай Томенко. Например, продолжает он, хотелось бы услышать, почему только сегодня обнародовали приложения к бюджету, а местные бюджеты до сих пор не рассмотрены.
Бюджет действительно «перерисовали», заявил вчера в комментарии «Дню» внефракционный депутат Сергей Мищенко. Ему было «проще» разглядеть подмену, потому что из дополнений изменений в Налоговый кодекс, на базе которых формировался бюджет, частично исчез инициированный им пункт об упрощении процедуры наследования имущества родственниками умершего. «Для первой очереди наследников оставили, но ее отменили для родных братьев, сестер, деда, бабы, внуков и законодателей. То есть они 30% этой коррупционной схемы опять вернули нотариусам», — говорит он.
Нардепа также возмущает, что приложения к проголосованному «налоговому» закону, как и в бюджет, обнародовали только после рождественских праздников. «Эта таблица на 800 страниц! Ее никто не видел, поэтому за изменения голосовали все вслепую. То есть бюджет, фактически, подменили, нарушив все нормы регламента. Тихонько где-то «под одеялом» его написали уже после Нового года», — резюмирует Мищенко. Кроме того, изменился и пункт о транспортных льготах, объясняет нардеп. Это значит, что с 1 июня массово будут отменять эту льготу. «В таком массовом виде нарушений в бюджет не делало даже правительство Азарова. Мы наступаем на те же грабли», — говорит он и обещает в пятницу задать эти и другие вопросы Яценюку, если тот решится прийти в Раду.
«Депутаты проголосовали за абсолютно белый лист бумаги, а это значит, что на нем можно написать все, что угодно», — объясняет внефракционный депутат, заместитель председателя комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Мирослав Береза. Это и произошло. Отсутствие приложений к бюджету привело к тому, что после Нового года оказалось, что, например, неповышение цен на медпрепараты будет касаться только лекарств отечественного производителя (хотя раньше шла речь обо всех). «А что делать людям, которые онкобольные и потребляют импортные лекарства?» — резюмирует Береза. Обещали налоговое облегчение в части уплаты ЕСВ, продолжает он, но выполнить прописанные условия практически невозможно, и тому подобное. Кроме того, задержка почти на 2 недели приложений к бюджету — это удар по местным бюджетам, которые и до сих пор не сформированы. Всего этого не было бы, если бы в ночь с 29-го на 30-е нардепам не подсовывали кота в мешке и не вынуждали голосовать за бюджет с неизвестными данными.
Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Виктор Кривенко отказался говорить о подмене бюджета, но вопрос есть и у него. Он объяснил, что на 2015 год с КМУ согласовали выделение 4,5 миллиарда гривен на капитальные расходы (3 миллиарда — на Фонд регионального развития, 0,5 миллиарда — на больницу «Охматдет», миллиард — на расходы, согласованные правительством с бюджетным комитетом). Но в обнародованном документе идет речь уже о 5,5 миллиарда гривен. «Если правительство нас «обмануло», то это будет очень серьезная дискуссия с теми, кто готовил эти изменения», — прибавил Кривенко. Еще один вопрос премьеру от него на пятницу — как будет формироваться общественный контроль за использованием бюджета Минобороны, который составляет 65 миллиардов гривен.
Зато народный депутат из парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Иван Фурсин считает, что в пятницу нужно затрагивать не только вопрос по подмененным позициям, но и инициировать пересмотр тех, которые являются определяющими для последующего развития экономики. Одно из них — увеличивать ли финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц. «Правительство делает то, что говорит МВФ. А последний считает, что дешевле закрыть существующие проблемные банки и выплатить мелким вкладчикам деньги, чем финансово поддержать банки, у которых есть проблемы. Я думаю, это неправильно. Проще лечить «живые» банки, предоставив им несколько миллиардов, чем наполнять Фонд гарантирования десятками миллиардов, реальные потребности которого на этот год составляют 100 миллиардов гривен, а не заложенные в бюджете 20 миллиардов», — объяснил он «Дню». Определиться с этим и другими вопросами нужно до 15 февраля, когда правительство должно представить изменения в бюджет на 2015 год.
Лидер фракции «Самопоміч» Олег Березовец добавляет, что вместе с изменениями нужно обновить и заместителей в Минфине и Минэкономики, на которых лежит ответственность за подготовку несовершенного бюджета.