Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджетная «авария»

Не будет реформы ЖКХ — не будет и зарубежных инвестиций
31 марта, 2010 - 19:13

То, что страна уже третий месяц живет без Государственного бюджета, негативно влияет на все ее области жизни. Однако до критического состояния доведен едва ли не самый проблематичный ее сектор — жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

Представители местной власти жалуются, что в условиях, когда Госказначейство не дает им возможности распоряжаться своими деньгами, вынуждены тратить последние имеющиеся средства на так называемые защищенные статьи бюджета (например, образование или здравоохранение). Зато на сферу ЖКХ ничего не остается...

При таких условиях задолженность по зарплате работникам ЖКХ Украины превысила 120 миллионов гривен. Такие данные на днях озвучил глава центрального комитета Профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности и бытового обслуживания населения Украины Алексей Романюк во время заседания дискуссионного клуба «Экспертная мысль». По его словам, сумма задолженности — это официальные данные. Неофициально же задолженность достигает около 200 миллионов гривен! В то же время, в 2008 году задолженность по заработной плате работникам ЖКХ находилась на уровне 3 миллионов гривен, отметил он.

Проблему невыплат усиливает именно отсутствие утвержденного Государственного бюджета, констатирует Романюк. Поэтому он планирует инициировать встречу с министром по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александром Поповым, на которой будет настаивать, чтобы отрасль ЖКХ была признана приоритетной, в частности, в вопросах бюджетного финансирования.

К такому шагу побуждает состояние коммуникаций ЖКХ. Как отметил «Дню» на заседании дискуссионного клуба директор департамента бюджетной политики и развития Черкасской мэрии Павел Карась, в Черкассах износ сетей канализации достигает 85-90%, некоторых коллекторов — 100%, теплосети — 70%.

Похожую ситуацию износа сетей имеет и Чернигов. Но, как констатирует глава постоянной комиссии Черниговского городского совета по вопросам социально-экономического развития, финансов и бюджета Вячеслав Лебидь, позитивный опыт выделения средств на срочный ремонт сетей они имеют только за 2007 год. «Тогда местный канализационный коллектор находился в крайне аварийном состоянии. Если бы его прорвало, нечистоты попали бы в Десну, из которой пьет воду Киев, — рассказывает Лебидь. — Только тогда столица выделила средства».

С целью избежания подобных ситуаций, в ближайшее время (хотя в условиях 100-процентного износа канализационных коллекторов аварии могут произойти где угодно и когда угодно) в регионах предлагают реализовать бюджетную реформу и оставлять местным бюджетам больше средств. Предпринять такой шаг власть агитируют уже в этом году — в бюджете-2010.

Идею местной власти поддерживает кандидат экономических наук, автор книги «Как поднять украинскую экономику» Андрей Новак. По его данным, по состоянию на прошлый год межбюджетное соотношение между государственным и местными бюджетами Украины — 78% — 22% в интересах государственного.

Это даже больше, чем во времена Советского Союза, констатирует Новак. «В 1990 году межбюджетное соотношение было 52% на 48% в интересах центрального. И тогда страну критиковали за неэффективную централизованную экономику... А теперь у нас 78%. Такому нет прецедентов в экономической истории!» — утверждает он.

По мнению Новака, для эффективного развития регионов, в том числе и в сфере ЖКХ, межбюджетное соотношение должно быть хотя бы на уровне советского — 50 на 50. А в идеале местным бюджетам должно перепадать свыше 70%, а только 30% средств — центральному.

Но эксперт сомневается, что бюджет-2010 сделает регионам такой «подарок»... Ведь, как он считает, новый бюджет правительства Азарова мало чем будет отличаться от проекта бюджета, подготовленного правительством Тимошенко. «В проекте бюджета на 2010 год, подготовленном прошлым правительством, межбюджетное соотношение было 79% на 21% в интересах центрального бюджета. И я сомневаюсь, что новое правительство кардинально изменит это соотношение, — говорит Новак. — Хотя по такой схеме в последние годы приблизительно 80 миллиардов гривен из собранных из местных бюджетов средств, из центрального бюджета впоследствии возвращается обратно на места. И сколько же денег «теряется по пути». Поэтому новый бюджет, которого так ожидают в регионах, не решит проблемы ЖКХ, считает кандидат экономических наук.

Еще один возможный выход для ЖКХ — частный бизнес, убеждены в регионах. В частности, Вячеслав Лебидь утверждает: если рынок сбыта коммунальных услуг станет четко прогнозируемым, туда зайдет частный капитал. «Благодаря этому мы сможем изменить и бюджетные соотношения, и тарифное формирование, и предоставление качественных услуг населению в сфере ЖКХ, и сохраним коммунальное хозяйство нашего местного самоуправления», — говорит он.

Однако, чтобы рынок сбыта услуг ЖКХ стал прогнозируемым и интересным для бизнеса, необходимо решить целый ряд законодательных проблем. Как отмечает Лебидь, в первую очередь сегодня на законодательном уровне необходимо закрепить стандарты жилищно-коммунальных услуг, которые должен получать каждый житель. Нужно также решить нерыночное и заполитизированное ценообразование на рынке коммунальных услуг. По мнению эксперта, на законодательном уровне нужно определить формулу, по которой формируется тариф на услуги ЖКХ, где «четко определить часть заработной платы в тарифе, стоимость энергоносителей, норму рентабельности и тому подобное».

В законе, по мнению Лебидя, также необходимо предусмотреть возможность в случае изменения хотя бы одной составляющей тарифа автоматический их пересчет, не ожидая «политических предпосылок». «Это даст возможность четко понимать, за что и сколько мы платим, почему повысился тариф», — отмечает он. По оценкам Лебидя, если будет определено ценообразование, норма рентабельности, тогда на рынок коммунальных услуг с четко прогнозируемым рынком сбыта и зайдет частный капитал.

Солидарен с коллегой и Павел Карась. А пока что, по его словам, Государственная жилищно-коммунальная инспекция создана, а понятия стандарта коммунальных услуг нет... «Что такое убранная улица? За 19 лет независимости страны на этот вопрос ответа нет. Что такое тепло? Существует гигиенический стандарт, но нет стандарта ЖКХ. Утвердили перечень услуг, а стандарта каждой услуги не существует», — отмечает он.

КСТАТИ

Всемирный банк (ВБ) готов предоставить Украине целевой кредит на реализацию Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на 2009—2014 гг. при условии выполнения украинской стороной ряда условий, сообщается на веб-сайте Министерства ЖКХ. «Представитель Всемирного банка Питер Томпсон подтвердил, что при условии внедрения Украиной единой модели тарифов в теплоснабжении, принятия закона о концессии, что поддержит государственно-частное партнерство, поддержки со стороны других министерств, в частности Минфина и Минэкономики, а также стабильности и непрерывности существующих программ и проектов по реформированию, Всемирный банк готов предоставить Украине соответствующую помощь в рамках существующей практики секторальной поддержки», — говорится в сообщении об итогах встречи главы МинЖКХ Александра Попова с делегацией Международного банка реконструкции и развития (входит в структуру группы ВБ. — Ред.) на прошлой неделе. В свою очередь, Попов заверил представителей ВБ в том, что требования банка будут реализованы в течение года. В частности, по словам министра, в Украине будет создан орган, регулирующий тарифы, а также принят закон об аренде и концессии.

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ