Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджетные рокировки на фоне политических игр

1 декабря, 1999 - 00:00

Приняв в первом чтении проект бюджета на 2000 год, Верховная Рада исключила из постановления пункт, обязывающий правительство полностью учесть все поправки и дополнения, поданные Бюджетным комитетом. И уже в понедельник выяснилось, что Кабмин принял решение отклонить значительную часть предложений комитета, направленных на увеличение доходов бюджета. Как сообщил в понедельник председатель Нацбанка Виктор Ющенко, правительство «направляет на второе чтение бюджет, доходная часть которого увеличена приблизительно на 2 млрд. грн.» (вместо 13, 65 млн., как предлагал комитет). По словам В. Ющенко, увеличение доходов в проекте бюджета достигнуто «не за счет мобилизации новых доходов», а в результате отнесения к бюджету части социальных фондов. В. Ющенко назвал это рокировкой, которая не говорит о качестве.

В данной статье отстаивается точка зрения Бюджетного комитета, но редакция готова предоставить возможность высказаться и другой стороне.

Бюджетный процесс в Украине характерен разновекторными направлениями. Кабинет Министров и Бюджетный комитет Верховной Рады действуют по принципу лебедя и щуки. Комитет предлагает какие-то новации, Кабинет Министров от них отмахивается. В результате бюджетные отношения деформируются. Так, ежегодное недопланирование существующих текущих расходов бюджетной сферы, отсутствие продуманной программы сокращения расходов на содержание бюджетной сферы, ежегодное невыполнение доходной части бюджетов всех уровней привели к огромной взаимной задолженности между плательщиками налогов, особенно энергообеспечивающих предприятий-монополистов и бюджетом. Возник вопрос: возможен ли переход на нормальную денежную систему расчетов без расчистки всех тех взаимных долгов, которые скопились и продолжают накапливаться?

При разработке бюджета на 1999 год Бюджетный комитет разработал механизм по погашению задолженностей. Кабинет Министров долго сопротивлялся, фактически ничего не предлагая взамен и, таким образом, настаивая на сохранении процесса накопления взаимных долгов. Все же комитету удалось включить в бюджет-99 статью 45, которая давала возможность провести взаимозачет между энергетическими компаниями, государственными и местными бюджетами. И опыт 1999 года показал, что позитивного в таком подходе было намного больше, чем негативного. Можно сказать, что удалось частично «подрихтовать» деформации государственного и местных бюджетов. Казалось бы, имея позитивный опыт 1999 года, правительство в бюджете-2000 должно было предусмотреть погашение взаимных долговых обязательств. Однако этого не произошло, и Бюджетный комитет вновь стал инициатором взаимозачетов. Правда, в этом году ему проще аргументировать, поскольку есть достаточно позитивный опыт.

Рассмотрим еще один эпизод, связанный с поиском новых источников бюджетных поступлений. Правительство предлагает аккумулировать в бюджете 20% от амортизационных отчислений предприятий всех форм собственности. Бюджетный комитет рассматривает это как введение дополнительного налога и предлагает более законный способ получения средств. По нашему мнению, чистую прибыль государственных предприятий можно рассматривать как прибыль государства и устанавливать процент обязательных отчислений в бюджет (например, 50% от чистой прибыли). Такая практика существует и в других демократических государствах. А общая сумма таких поступлений может быть больше, чем от амортизационных отчислений. И при этом соблюдаются правовые нормы: государство распоряжается прибылью только своих собственных предприятий, а не частных, как в случае с амортизацией, и отчисления осуществляются только при наличии чистой прибыли.

Третьей проблемой в отношениях Кабмин — комитет стал вопрос о профиците бюджета и сумме, которая должна направляться на обслуживание внешнего долга. Уже второй год подряд Бюджетный комитет отстаивает нулевой бюджет, позволяющий остановить строительство долговой пирамиды. Это понимает и правительство. Поэтому он решил провести частичное погашение основной суммы внешнего долга за счет налоговых поступлений бюджета, предусмотрев профицит на сумму около 550 млн. грн. Однако Бюджетный комитет считает, что эта сумма не спасает положение. Необходимо перекредитовать всю основную сумму долга, которая приходится на 2000 год (это около $3 млрд.), а средства от налоговых поступлений использовать для внутренних потребностей бюджета. Комитет считает, что в переговорах с международными организациями-кредиторами необходимо вести разговор о реструктуризации средств, которые идут на обслуживание долговых обязательств.

Затяжной спор идет также о взаимоотношениях государственного и местных бюджетов. Комитет предлагает такие механизмы межбюджетных отношений, которые гарантировали бы органам местного самоуправления и регионов достаточную финансовую независимость от центра. В бюджете 1999 года, кроме реального увеличения объемов местных бюджетов (примерно, на 2,5 млрд. грн. по отношению к тому, что предлагало правительство), впервые был разработан механизм гарантированного получения регионами дотаций. Факт выполнения бюджета 1999 года (по крайней мере, за три квартала) показал, что этот механизм сработал и регионы получили 71% от суммы дотации, а по результатам года получат ее полностью, в то время, как в предыдущие годы, когда такой механизм не действовал, отдельные регионы получали до 50% предусмотренных дотаций.

Кроме этого, комитет предлагает перейти на систему формирования местных бюджетов, учитывая обеспеченность средствами на душу населения в разрезе отраслей бюджетной сферы: образование, медицина, культура, социальная защита, коммунальное хозяйство. При формировании местных бюджетов, по нашему мнению, следует учитывать налогоспособность регионов, демографический фактор, степень заинтересованности местных органов власти в наращивании доходной части местных бюджетов.

Однако Кабмин во всех этих вопросах остается на старых позициях, полученных по наследству от бывшего Союза и приведших в новых экономических условиях к централизации бюджетных средств в основном на верхних бюджетных этажах (государственном и областном), тогда как внизу концентрируются лишь задолженности и социальные проблемы.

Впрочем, в бюджетном процессе появились и новинки. В этом году предложения комитета впервые категорически не отвергались правительством. В результате бюджет был принят в первом чтении и со многими выводами комитета правительство согласилось, взяв их на отработку для включения в бюджет, который будет подан в Верховную Раду на второе чтение. К сожалению, теперь правительство пошло на попятную и, как и в прошлом году, вернуло в парламент лишь несколько подкорректированный свой первоначальный вариант. Спор продолжается...

Валерий АСАДЧЕВ, председатель подкомитета по местным бюджетам Верховной Рады
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ