Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджетный процесс «изнутри»

Как в Госказначействе «нарезают» деньги по регионам и распорядителям
16 ноября, 2011 - 20:30

Многие люди думают, что казначейство — это огромное хранилище денег, откуда они расходятся по всей стране. Даже и в некоторых словарях можно найти утверждение, что это — финансовый орган, ведающий не только использованием, но и хранением денежных средств. Так же думали и отдельные журналисты, для которых Государственная казначейская служба Украины открыла свои двери. Тем более что в департаменте расходов государственного бюджета мы увидели множество аккуратных картонных ящичков, напоминающих посылочные.

Но заблуждение сразу же развеял начальник этого подразделения Александр Якимов. «В этих ящиках бюджет, — говорит он, — нарезанный по территориям, и наши сотрудники ежедневно поддерживают эту информацию в актуальном состоянии. Мы гарантируем, что территориальная роспись в каждый конкретный момент времени является достоверной и соответствует росписи государственного бюджета, утвержденной министром финансов». «Практически ежедневно, — продолжает директор департамента, — в роспись госбюджета вносятся изменения, и даже одно из них может потребовать переделки целой гирлянды территориальных росписей». «За год приходится обрабатывать около 20 тысяч документов, связанных с процедурой открытия ассигнований», — подсказывает начальнику одна из сотрудниц. А он вскрывает казначейскую кухню все глубже и глубже: «Они (показывает на трех ни на минуту не отрывающихся от работы «казначеек») составляют путь, траекторию, по которой мы потом двигаем информационный поток открытых ассигнований и сворачиваем информацию в обратном порядке».

По словам Якимова, основным бюджетообразующим элементом является налог на добавленную стоимость, который поступает в конце месяца. Тогда как кривая расходов внутри месяца имеет другую графику: пиковые выплаты приходятся на первую декаду, и в средине месяца возникают кассовые разрывы. Чтобы их ликвидировать, откровенничает директор департамента, в других комнатах этого этажа «люди работают над процедурой открытия ассигнований и их лимитирования для удержания ликвидности нашего единого казначейского счета». Далее сводный отдел собирает все документы распорядителей средств в пакет (по одному утром и вечером) и компонует их в реестры распределения открытых ассигнований, которые «по электронной почте разлетаются по всем территориальным казначействам». На прощание «директор расходов» сообщает, что, вопреки некоторым сообщениям о сбоях в ноябре, «за 10 месяцев текущего года все ассигнования главным распорядителям средств открыты в полном объеме, и никаких задержек в оформлении документов не было».

«Реестры подхватываются департаментом обслуживания смет главных распорядителей средств», — передает Якимов журналистов из рук в руки заместителю директора этого подразделения Игорю Плиссаку. Он должен помочь журналистам «увидеть изнутри», как происходит расчетно-кассовый процесс и принимаются решения о платежах. «Проверка документов осуществляется казначеем от двух до семи дней в зависимости от сложности договоров, — рассказывает Плиссак. — Если все в порядке, то казначей ставит на них свой штамп, означающий, что он несет ответственность за их правильность и разрешает оплатить. Если документ не соответствует законодательству, то составляется предупреждение о ненадлежащем использовании бюджетных средств или протокол о бюджетном правонарушении». Плиссак «честно» сказал «Дню», что никакие сбои в наполнении бюджета, а, следовательно, и в расходовании средств в соответствии с бюджетным расписанием в департаменте не замечали. Аналогичне ответы получали в стенах казначейской службы и другие журналисты, обеспокоенные заявлением экс-министра финансов Игоря Уманского о проблемах с наполнением бюджета и, соответственно, расходованием средств.

Заместитель главы Казначейства Людмила Гизатулина также нарисовала вполне благополучную бюджетную картину. В январе-октябре доходы госбюджета превысили 251,8 миллиарда гривен, или 81,3% плана на год, что на 67,4 миллиарда больше, чем в прошлом году. Расходы составили 261 миллиард, или 74,6% годового плана. В том числе на оплату труда бюджетников использовано больше 41,8 миллиарда, или 96,6% к плану на этот период. Текущие трансферты населению, пенсии, помощь, стипендии и т.д. превысили 51,3 миллиарда, или 99,4% к плану. Бюджетная поддержка пенсионному фонду составила 47,7 миллиарда, или 100% плана. В целом это, конечно, нормально. Но, отвечая на вопрос «Дня», Гизатулина все же отметила, что самым тяжелым месяцем для этой финансовой службы был октябрь, на который пришлись существенные выплаты по государственным долгам. Она лишь пожала плечами, когда «День» предположил, что, возможно, именно октябрьская ситуация дала повод Уманскому выступить со своим нашумевшим заявлением.

Между тем некоторые разночтения, проскакивающие в заявлениях правительственных чиновников, не могут не вызывать определенной тревоги. Так, министр финансов Федор Ярошенко в начале ноября заявил, что «дефицит государственного бюджета за 10 месяцев текущего года составил 11,9 миллиарда гривен, что в 5 раз меньше соответствующего периода прошлого года». По данным Гизатулиной, дефицит за это же время больше 12,3 миллиарда.

И еще один пример. По свежайшим данным Госстата, чистый прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в январе-сентябре составил 3,68 миллиарда долл. А всего иностранные инвесторы вложили в экономику страны 4,74 миллиарда долл. ПИИ, но изъяли за это время 685,4 миллиона долл., что на 9% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. А вот глава «Укрнацпроекта» Владислав Каськив откуда-то знает о 5,3 миллиарда долл. прямых инвестиций...

На сайте Казначейства есть информация о завершившейся на прошлой неделе при его содействии в Киеве пятой Генеральной ассамблее Международной ассоциации казначейских служб (AIST). Большой интерес вызвало выступление на нем постоянного представителя МВФ в Украине Макса Альера. И, по-видимому, именно работники украинского Казначейства задали ему вопрос о возможности поддержки МВФ развивающихся стран, из которых во время кризиса вышел и вывел свой капитал крупный инвестор. Альер ответил: «Мы всегда готовы помогать таким странам при условии, что эти страны четко понимают необходимость проведения реформ, на которых в дальнейшем можно построить сильную и процветающую экономику. Сигналом для инвестора является сотрудничество с МВФ». И о ком это шла речь?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ