Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цена Меморандума

Как возвращать долги, если налоговые и пенсионные поступления неприлично сокращаются?
18 июня, 2020 - 17:53
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Власть сейчас может облегченно вздохнуть: соглашение stand-by с Международным Валютным Фондом по кредиту на 5 млрд долларов США наконец финализировано. Согласно документу, Украина получает первый транш в сумме 2,1 млрд. долл. Возможно, нынешний госбюджет с дефицитом в 300 млрд. гривен и «ощутит» временное облегчение.

Но спасут ли эти деньги украинскую экономику даже в ближайшей перспективе — в то время, когда мировой экономический кризис только набирает обороты? И адекватна ли  цена новой программы МВФ для украинского общества?

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ «БАНКЕТ»?

Лишне говорить о том, насколько средства МВФ необходимы для Украины — в условиях умопомрачительного сокращение налоговых и других поступлений, гигантского дефицита госбюджета и вынужденного роста расходов на медицинскую сферу во время пандемии COVID-19.

Поэтому, с одной стороны слышим звонкие победные реляции топ-власть придержащих относительно соглашения с МВФ и получения первого транша в 2,1 млрд долл. США, которые сразу направляются на «латание дыр» в госбюджете, минуя золотовалютные резервы. С другой стороны, материализовался пакет обязательств перед МВФ, которые должна выполнить власть для получения двух следующих траншей. Ведь, как известно, кредит только «за красивые глаза» Фонд никому не выделяет.

И не стоит тешиться иллюзиями, что выполнение условий Меморандума с МВФ будет способствовать динамическому развитию отечественной экономики и преодолению бедности. И, что, мол, сотрудничество с Фондом даст толчок для структурных реформ в Украине, для деолигархизации, деофшоризации и демонополизации основных рынков, перезагрузки налоговой системы, ликвидации преступных схем по «распилу» государственного бюджета и т. д.

На самом деле, ничего из вышесказанного новая программа МВФ не предусматривает. В то же время основные положения Меморандума (они же являются обязательствами украинского правительства перед МВФ) преследуют одну-единственную цель: это — всеобъемлющая «оптимизация» и сбалансированность национальных финансов для соблюдения Украиной графика выплат по внешним долгам. Не больше и не меньше!

Однако как этого достичь, если национальная экономика не развивается (а таких тенденций не просматривалось даже до пандемии), почти треть украинского бизнеса вынуждена была самоликвидироваться из-за всеобщего карантина, а капитальные инвестиции в первом квартале с. г. сократились на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

«НІ ОБІЦЯНОК, НІ ПРОГБАЧЕНЬ»

К сожалению, только такие неутешительные выводы следуют из Меморандума:

а) правительство ожидает (а точнее — обещает Фонду), что «улучшение в налоговом и таможенном администрировании в течение года обеспечит несколько более высокие доходы, чем предусмотрено в бюджете ... В течение действия программы мы не будем принимать никаких изменений в налоговую систему, которые могут навредить фискальной устойчивости» . Более того, украинская сторона обещает, что все внеплановые бюджетные поступления будут направляться — внимание! — прежде всего на «уменьшение государственного долга» и «погашение задолженности», а уже потом — на «увеличение инвестиций в инфраструктуру либо для повышения социальных выплат для улучшения жизни наиболее уязвимых слоев населения».

 На самом деле речь идет о том, что в период действия программы власти не планируют проводить давно ожидаему многими предпринимателями налоговую реформу (которую власти обещали реализовать в 2021 году). Такая перезагрузка сделала бы возможным  уменьшение фискального давления, прежде всего на малый и средний бизнес, в том числе — и ликвидацию 90% абсурдных и архаичных регуляций. Зато вполне в соответствии с Меморандумом, в ближайшие два года и без того огромное давление на МСБ, очевидно, только будет усиливаться — в том числе и для того, чтобы Кабмин мог платить в полном объеме по внешним долгам.

В то же время, сегодня можно вообще забыть и о введении налога на выведенный капитал, который со временем мог бы создать мощные стимулы для развития бизнеса и экономики. Ведь, как известно, МВФ категорически против введения этого налогового инструмента в Украине. Ну а обещание правительства на время действия программы stand-by «воздерживаться от введения новых освобождений от уплаты налогов или налоговых льгот (за исключением уже принятых освобождений, которые применяются для расходов на здравоохранение, связанных с COVID), включая свободные экономические зоны, льготные ставки и пошлины», и вообще ставит крест на вхождении в отечественную экономику прямых иностранных инвестиций, которых пока у нас  и так «как кот наплакал «!;

б) в Меморандуме правительство обещает, что будет продолжать пенсионную реформу. На самом деле речь идет о том, что власть будет воздерживаться от «введения новых специальных пенсий или льгот; дальнейшего дискреционного увеличение выплат и принятия изменений, которые бы привели к снижению эффективного возраста выхода на пенсию». То есть «улучшения» для пенсионеров полностью не произойдет ни «сегодня», ни завтра, ни даже послезавтра.

Зато Кабмин будет «стимулировать» пенсионеров относительно «более позднего выхода на пенсию» — то есть чтобы они продолжали работать из последних сил (в идеале — до самой смерти) — чтобы окончательно снять с себя ответственность за их выживание при нищенских пенсиях. А также — предлагать украинцев трудоспособного возраста откладывать свои кровные «на честном слове» в частные пенсионные фонды, которые в любой момент могут обанкротиться (как это произошло, например, в США во время кризиса 2008-2009 гг.). И тогда граждане не увидят ни своих денег, ни достойной пенсии в будущем! И даже если подобный пенсионный траст не обанкротится, то гривневые сбережения могут за годы безвозвратно обесцениться. Особенно такие риски увеличиваются в разы в Украине с ее нестабильной экономически-финансовой системой, засильем мошеннических и коррупционных схем, которые «благословляются» на самом высоком уровне;

в) правительство обязуется продолжать медицинскую реформу имени Ульяны Супрун — причем никаких корректировок относительно дальнейших этапов Меморандум не предусматривает. И это — несмотря на майское заявление министра здравоохранения Максима Степанова о том, что второй этап медреформы в его нынешнем виде не отвечает принципу «деньги ходят за пациентом» и рыночным тарифам на медуслуги, и его необходимо пересматривать. Отсутствие же изменений, в свою очередь, может привести к увольнению около 50 тыс. медработников и закрытию 322 больниц.

В то же время Меморандум предусматривает предоставление «возможности ввести доплату для пациентов» ?! По сути же, речь идет о легитимизации платной государственной медицины (какой она де-факто является и сегодня, но это противоречит Конституции). Следовательно, украинцы вынуждены будут платить за лечение дважды — перечислять в госказну налоги и платя за лечение в коммунальном заведении! При этом — о государственной страховой медицине (которая сделала бы возможным достойное и качественное лечение для всех украинский) в Меморандуме речи нет совсем. Поэтому, кажется, действующая власть (самостоятельно или под влиянием МВФ — не важно) окончательно вычеркнула этот вопрос с государственной повестки дня !;

г) правительство констатирует в документе, с 1 июля этого года прекращается «действие Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общих общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа». Следовательно, цены на газ, а значит — и на горячую воду и отопление для бытовых потребителей — «без всякой верхней предельной ценовой границы» -будут определяться исключительно «рынком». То есть — сравняются с ценами для промышленности. Последние же, например, в мае с. г. были на 70% выше, чем по спецобязательсвтам! Более того — стоимость квартплаты для рядовых украинцев отныне напрямую и в полном объеме будет зависеть от ценовой конъюнктуры на нидерландском хабе (плюс стоимость транспортировки в Украину и наценка поставщика). Но главное, — что, несмотря на все демагогические заявления чиновников о рынке газа, его как такового в Украине не существует. Ведь де-факто он монополизирован несколькими коммунальными и олигархическими структурами!

И этот квази-рынок в трактовке правительства Дениса Шмыгаля и в формулировке Меморандума с МВФ будет выглядеть следующим образом. Тарифы на тепло до конца августа с. г. будут пересмотрены «для полного отображения стоимости газа и негазовых расходов (включая капитальные расходы)». То есть если, например, монополист «нарисует» повышение тарифа на 40%, мотивируя это, скажем, ремонтом изношенных теплосетей, то за эту модернизацию (даже если она будет стоить дешевле или произойдет лишь на бумаге) должен безоговорочно заплатить рядовой потребитель. К тому же Меморандум предусматривает, что цена на отопление пересматриваться «по меньшей мере один раз в год до начала отопительного сезона» — думаете, в сторону понижения?

РЕЗЕРВЫ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ «КОНСПЕКТ»

На самом деле, опции для «сбалансирования госбюджета» без ущерба для украинских граждан существуют — для их реализации нужна исключительно политическая воля. Напомню лишь несколько «компенсаторов», определенных экспертным средой:

— государственные компании (а их насчитывается в нашей стране около 3,5 тыс.) совокупно наносят ежегодный ущерб на сумму около 80 млрд грн. — вследствие коррупционных сделок, долгов перед госбюджетом и тому подобное. Именно поэтому следует провести независимый комплексный аудит большинства государственных корпораций и предприятий, высвободив по крайней мере часть этих средств для государственной казны;

— на коррупционных схемах (т. н. скрутках) в возмещении НДС государство ежегодно теряет около 60 млрд грн. (По недавней оценке экс-министра финансов Игоря Уманского)

— 75% украинского экспорта проходит через оффшорные «прокладки», и на этих схемах Украина ежегодно теряет около 54 млрд грн. Законодательство о трансфертном ценообразовании у нас — до сих пор только на бумаге?!;

— контрабандные сделки и «серый» импорт из-за коррупционных «дыр» на таможне наносят ежегодный ущерб на сумму около 100 млрд руб .;

— только одна комплексная ликвидация «янтарной мафии» и наладка исключительно легальной добычи этого ценного минерала позволило бы ежегодное пополнение госбюджета на сумму, эквивалентную 3 миллиардам долларов США.

Привлечение по крайней мере одного из этих «латентных» резервов в госбюджет могло бы стать для правительства действенной альтернативой — консервации бедности с целью возвращения миллиардных долгов внешним кредиторам.

Олег ТИТАМИР, президент ОО «Украинская организация защиты потребителей услуг»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ