Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цена переговорных «кульбитов»

Как Тимошенко спасла Москву и Брюссель
21 января, 2009 - 19:45

Юлии Тимошенко понадобилось стать украинским премьером, причем вторично, для того, чтобы выполнить задачу, поставленную еще Павлом Лазаренко перед «Громадой», по спискам которой она вместе с первым вице-премьером Александром Турчиновым прошла в Раду в 1998 году. Задачей этой было возвращение политическими методами Единым Энергетическим Системам Украины монопольного положения на рынке поставок российского газа, которое они утратили после отставки Павла Ивановича с поста премьера в 1997 году.

Похоже, на переговорах в Москве Юлия Тимошенко, наконец-то, с этой задачей справилась. И теперь премьерство ей необходимо не более чем владельцу «РосУкрЭнерго» Дмитрию Фирташу. Не тот уровень доходов... Правда, без титула премьера или без президентского кресла все достигнутое с таким трудом на газовом рынке сразу же и отберут. Поэтому Тимошенко будет пытаться остаться в большой политике. Но все с меньшим и меньшим успехом. Через несколько лет БЮТ, как шагреневая кожа, может превратиться в то, с чего он начинался — «Громаду», набравшую на выборах в Раду в 1998 году 4,7% голосов.

Главной новостью переговоров в Москве является то, что Украина и Россия будут обходиться без посредников при поставках газа. Но новая цена газа в два раза выше, чем в прошлом году. В 2008 году Украина закупала газ по 179,5 доллара за тысячу кубометров. А теперь, по словам главы РАО «Газпром» Алексея Миллера, — по 360 долларов, и это — при 20%-ной скидке. И хотя украинское правительство устами Тимошенко обещает выйти в 2009 году на цифру в 228,8 доллара, все равно — это выше, чем в прошлом году.

Устранение посредника в лице «РосУкрЭнерго» привело не к понижению, как можно было ожидать, а к повышению цены на газ. Следовательно, Фирташ мешал не столько украинскому бюджету, сколько Тимошенко. Но помешать он мог ей только как конкурент в поставках газа в Украину и в Европу, так как именно это — его основной бизнес. Следовательно, Юлия Тимошенко использовала свое служебное положение для устранения с рынка неугодного ей бизнесмена за счет украинского бюджета, из которого и будут оплачиваться более высокие цены на газ.

Так как экономической логики в этом проигранном России газовом споре для Украины нет никакой, продолжим искать запрятанную в фигурах умолчания и хитрых расплывчатых формулировках цены другую, личную экономическую и политическую логику.

Глава российского Газпрома Алексей Миллер рапортует президенту России о цене в 360 долларов с учетом 20%-ной скидки. А Тимошенко в Украине называет цену газа в 228,8 доллара в среднем по году. Вот тебе и прозрачная схема без посредников! Что это за прозрачные схемы, разница в которых по оценкам сторон составляет 130 долларов на тысяче кубов?

Непонятно также, почему победу Газпрома украинское правительство называет своей победой. Похоже, украинский Кабинет Министров объединился с российским правительством, но почему-то позабыл сказать об этом украинцам. Предупредить их, что Киев и Москва снова «навіки разом». Понятно, что за очередную победу Тимошенко уже традиционно будут платить другие. На этот раз — это Дмитрий Фирташ, газ которого в украинских подземных хранилищах Москва и Киев просто реквизируют. Отсюда и расчеты Тимошенко получить для Украины дешевый газ. Именно этот газ, уже закачанный в украинские подземные хранилища, поможет Москве и Киеву сохранить лицо и объявить о своей победе на переговорах с двумя совершенно разными ценами. Только Фирташа об этом забыли спросить.

Снова зададим себе вопрос, что заставило украинского премьера выполнить фактически все условия России?

Первое — Тимошенко устраняет из схемы поставок газа своего политического недруга — владельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, а заодно рассчитывается с еще одной группой влияния в Партии регионов — Ахметова, сорвавшей вместе с группой Фирташа создание коалиции ПР и БЮТ. Подобная коалиция действительно могла означать сохранение премьерства Тимошенко на длительный срок. Нынешняя шаткая блокада президента Ющенко с помощью коалиции БЮТ с блоком Литвина — это лишь видимость стабилизации работы украинского парламента, которая может рухнуть в любой момент, что бы ни заявлял о предстоящих многих годах работы Рады нынешнего созыва новый спикер на час Владимир Литвин.

Кроме Фирташа от рук Тимошенко пострадают металлургические предприятия Рената Ахметова и других членов фракции ПР, что по замыслу БЮТ выглядит серьезным предупреждением им от премьера. Но вряд ли это так легко сойдет с рук Тимошенко в долгосрочной перспективе. Чем ближе к выборам президента, тем больше найдется желающих напомнить избирателям о том, кто привез из Москвы новые цены на газ. И снова поставил под сомнение неприкосновенность частной собственности.

Под шумок разговоров об устранении посредника и расчетов с Газпромом напрямую на внутренний рынок Украины уже всерьез заходит российский газовый монополист — «Газпром СбытУкраина», который будет напрямую заключать договоры на поставку газа 25% украинских предприятий. Именно по этой схеме в 90-х годах действовали ЕЭСУ, которые поставляли российский газ в Украину и обанкротили, приватизировали или просто порезали на металлолом не одно украинское предприятие за долги за газ. Сейчас эту привилегию Тимошенко, похоже, уступила россиянам, которые будут заниматься поставками газа промышленным потребителям внутри Украины.

Тимошенко умно насолила своим недругам из ПР и секретариата Президента. И сделала многомиллиардный подарок России из украинского бюджета в обмен на поддержку на будущих президентских выборах. Поможет ли БЮТ Россия на выборах Президента? Да, но эта помощь может очень напоминать помощь Москвы проигравшему в 2004 году выборы главы государства Виктору Януковичу. Юлия Владимировна, вероятно, рассчитывает на то, что Россия сумеет помочь ей больше, чем Януковичу. Но политики, призывающие на помощь Россию, еще ни разу не выигрывали выборы президента Украины за исключением, пожалуй, Леонида Кучмы.

Что, по настоящему, важно для Украины в переговорах по газу с Россией? То, что президенту Виктору Ющенко во время газовой войны с Россией удалось вывести Киев, пусть и на время, из статуса буферной и в сущности безразличной ЕС европейской провинции. И продемонстрировать, насколько Брюссель должен быть заинтересован во вхождении Киева в европейские структуры. И Ющенко мог стойко выдержать натиск Москвы, обвинявшей Украину в срыве поставок газа в Европу.

Продлись эта ситуация еще какое-то время, и Россия вынуждена была бы отступить под давлением ЕС, так как скандал с недопоставками газа в ЕС еще больше ударил бы по имиджу России, как надежного партнера. Запасы газа в хранилищах Украины позволяли вести переговоры до победного конца. А теперь на следующий год уже не будет и их, точнее, газ в подземных хранилищах будет уже, скорее всего, российским. И теперь Украине сложнее будет создать крепкую позицию на переговорах с Москвой.

Помогая России, Тимошенко решила помочь и ЕС, быстро возобновив поставки и транзит газа в Европу. В сущности, это все та же помощь России, а не Украине. И заручиться благожелательной поддержкой европейских политиков, выбив из-под ног Ющенко его традиционно сильный аргумент — поддержку Запада. Сейчас в Брюсселе очень благодарны украинскому премьеру за возобновление транзита газа. Но в перспективе вряд ли в Европе оценят столь непатриотично настроенного украинского премьера. Предателей не любят нигде, хотя все охотно пользуются их услугами.

Чтобы ни говорило сейчас украинское правительство после триумфально-провальных переговоров в Москве, Юлии Тимошенко теперь будет очень трудно выставить себя радетельницей интересов украинского народа. Огромная цена газового вопроса заставила БЮТ сбросить маски и начать действовать привычными методами ЕЭСУ. Правда, Тимошенко уверена, что Ющенко — не Кучма, и не рискнет ее посадить.

Михаил МИЩИШИН, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ