Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цена ржавого железа

70% отечественного металлолома идет за границу
19 января, 2005 - 20:21

13 января на свалке отходов ОАО «Запорожсталь» погиб 24 летний безработный, промышлявший металлоломом. Такие случаи периодически происходят во всех областях. «Старатели» проникают буквально всюду, где только можно найти изделия из металла. В дело идут канализационные люки, надгробные памятники, провода линий электропередач и даже памятники архитектуры — за вторичный металл неплохо платят. Ведь он необходим промышленности для выплавки качественной стали.

В мартеновской печи доля металлолома должна составлять 50% от всего сырья, загруженного в ее недра. А при использовании конвекторного метода — 20%, что тоже немало. При этом металлурги всегда стараются запастись ломом — ведь невозможно предугадать, как будет заполнен рынок — кто знает, сколько ржавого железа принесут на пункты сбора трудолюбивые украинские сборщики. Хотя до сих пор они работали исправно. В 2003 было поставлено больше 5,9 миллиона тонн, а уже в 2004 эта цифра возросла на 15,6%, достигнув 6,9 миллиона тонн. Соответственно, наши заводы проблем с сырьем не испытывают. Хотя, как сообщил «Дню» заместитель министра промышленной политики Анатолий Федяев, летом этого года кризис все-таки был, но связан он был не с тем, что не хватало металлолома, а с тем, что металлургические комбинаты стали задерживать выплаты за поставленное сырье и, естественно, его поставки были приостановлены. Но кризис был искусственным, и о нем быстро забыли. Сейчас меткомбинаты потребляют в среднем 590 тысяч тонн в месяц, и на начало 2005 года даже осталось 273 тысячи тонн, заготовленных в минувшем году. И такой запас остается уже далеко не первый год.

Но потенциальная угроза «металлоломного» голода отечественной металлургии все же остается. И имя ей экспорт. Отечественный вторичный металл пользуется популярностью — 70% идет за границу. Есть даже теоретическая вероятность того, что поставщики металлолома могут попросту отказаться работать с украинскими металлургами. Но вводить квоты на экспорт металлолома в Украине не посчитали нужным. Единственной мерой, призванной оградить отечественный рынок, стал закон, установивший с 1 января 2003 года фиксированную пошлину на экспорт отходов и лома черных металлов в размере 30 евро за тонну. И уже в 2003 году экспорт металлолома из Украины сократился на 52,6%, или на два миллиона тонн по сравнению с 2002 годом. Но приближающееся членство во Всемирной торговой организации заставило Украину пересмотреть свою позицию в этом вопросе. Пересмотр размера экспортной пошлины на металлолом входил в условия, которые необходимо было обсудить с 42 странами, входящими в рабочую группу по рассмотрению заявки Украины на вступление, в том числе с Европейским союзом. Так, в феврале минувшего года Украина и Турция создали для этого совместную рабочую группу. На переговорах Украина согласилась снизить пошлину с 30 до 25 евро после того, как вступит в ВТО. Дальнейшее снижение или упразднение будет предметом последующих переговоров.

Неприятие международными партнерами украинского заграждения прежде всего связано с тем, что рынок металлолома в Украине значительно больше, чем в странах Европы. И это несмотря на то, что сроки амортизации различного оборудования там гораздо меньше. Зато Украине от советских времен осталось самое металлоемкое оборудование в мире, которое теперь потихоньку идет на переплавку. Причем «заготовители» зачастую не брезгуют рыться даже в «радиоактивном» железе. Эксперты отмечают, что часто среди лома попадаются вещи, происхождение которых счетчик Гейгера определяет безошибочно — Чернобыль. Естественно, такая сталь небезопасна и использовать ее нельзя. Но это мало кого волнует — железо остается железом, а деньги деньгами. Поэтому есть вероятность того, что какая-то часть радиоактивного лома все же попадает на отечественные меткомбинаты...

Естественно, крупные компании, работающие на экспорт, стараются не связываться с поставщиками, в происхождении «сырья» которых они сомневаются, чтоб потом не рисковать репутацией, если вдруг западный партнер обнаружит несколько надгробий или, при проверке радиоактивности, его счетчик попросту зашкалит. «Каждая машина, которая проходит через ворота нашей компании, строго проверяется на содержание радиоактивных металлов, — заявил «Дню» начальник департамента по заготовке ЗАО «Киеввтормет» Сергей Гиренко. — Мы дорожим своим именем и работает только с фирмами, имеющими лицензию на сбор и продажу металлолома».

И все же сегодня для металлургов радиоактивность лома далеко не главная проблема. Их больше беспокоит перспектива отмены пошлины. Если ее убрать и платить за металлолом столько же, сколько и сейчас, т.е. меньше, чем за него платят в других странах, то отечественная металлургия рискует сесть на голодный паек, который, к тому же, может состоять из надгробий и «приветов» из Чернобыля. Впрочем, операторов рынка металлолома это мало волнует — состояние рынка их устраивает полностью. «Рынок развивается в хорошем темпе, — заявил «Дню» Сергей Гиренко. — Прогнозировать его дальнейшее развитие сложно, пока политическая ситуация не успокоится. Сейчас же мы работаем как на экспорт, так и на отечественный рынок».

Как сообщили «Дню» в Управлении по связям с общественностью Министерства экономики, цена на рынке металлолома устанавливается свободно и никем не контролируется. Единственное, за чем следят, это порядок регистрации экспортных контрактов. Государство не позволяет искусственно завышать цены.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ