Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ценовой эксцесс

Инфляционный спад требует продолжения
8 декабря, 2006 - 19:48

В ноябре инфляция не просто замедлилась. Рост потребительских цен (1,8% до октября) был самым маленьким за последних три месяца (сентябрь — 2,%, октябрь — 2,6%), а цены на продовольственные товары поднялись на 0,6% против 1,4% в октябре и 1,1% в сентябре. Если в декабре инфляционное давление удержится хотя бы на таком же уровне, то можно будет фиксировать движение цен в сторону дезинфляции. К сожалению, пока что торможение выглядит поскорее как эксцесс, чем как стойкий процесс. И все же вполне вероятно, что в ноябре мы наблюдаем за формированием тренда.

Интересной особенностью ноября является впервые зафиксированная дефляция непродовольственных цен (— 0,2%). Причина известна — беспрецедентно резкое падение цен на топливо (10,2%). Но инфляция в узком измерении (непродовольственные товары за исключением топлива) была самой высокой в этом году. Следовательно побороть ее было не просто.

Необычайно обнадеживающе, что после трехмесячной паузы возобновилась мясная дефляция — 2,1%. Такое снижение является наибольшим с октября 2005 года, когда стартовало дефляционное ралли на этом товарном рынке. Хотя, нужно учесть также и действие сезонного фактора. Но все же вероятно, что мясная дефляция затронет и декабрь. Потому что после летнего перерыва в сентябре-ноябре продовольственный и в частности мясной импорт начал расти более ощутимыми темпами.

Однако в ноябре не исчезла «вторичная» инфляция. На продовольственном рынке возникают инфляционные эффекты, спровоцированные майско—августовским ростом цен на газ и электроэнергию. Особенно это касается продуктов вторичной переработки, в частности, хлеба и круп. Следовательно, широкая базовая инфляция все еще находится в восходящем тренде. Восстановление мясной дефляции замедлило общий подъем цен на продовольственные товары. Но этого оказалось недостаточно, чтобы полностью «отыграть» назад рост цен на услуги.

Шаг назад сделала так называемая сервисная инфляция. Но не больший, чем шаг вперед со стороны инфляции на товарных рынках. И все же высшая отметка роста цен на услуги (10,6% в июле), кажется, осталась позади. Ноябрьский их взлет (6,5%) был ниже чем октябрьский (7,8%). А фактический — даже ниже, чем статистически зафиксированный. Потому что выросли неплатежи. А самое главное — новые ноябрьские коммунальные тарифы будут выплачиваться только в декабре.

Что в этих условиях можно назвать факторами инфляции? В первую очередь, это растущая подвижность монетарных агрегатов, которая будет оказывать пролонгированное влияние на движение цен и за пределами 2006 года. За первое полугодие денежная масса увеличилась на 10,4%, а за 11 месяцев — на 25,9%, в т.ч. за последние три месяца — на 8,1%. Разрыв в сравнении с прошлогодним показателем (на 1 декабря 2005 г. — 43,1%) сокращается.

Следует также помнить о некоторой негативной внутренней связи таких макроэкономических пар, как инфляция и рост ВВП, инфляция и наращивание выпуска промышленной продукции. В ноябре промышленная экономика усилила движение к фазе разогрева. Наметились признаки перехода от нейтрального (август—октябрь) к восходящему тренду, к ускоренному формату роста. Можно даже сказать, что ноябрьское оживление в индустриальном секторе беспрецедентно. Впервые за все годы восстановленной позитивной динамики (с 1999 г.) объемы производства по сравнению с октябрем росли. Прирост составлял 0,2%, а ноябрьские объемы превысили соответствующие прошлогодние на 8,3% (в октябре — 3,8%). Вопреки ожиданиям, кумулятивная динамика даже с учетом эффекта прошлогоднего снижения (на 0,2%) базы сравнения усилилась на 0,1%. В предыдущие два месяца она снизилась на 0,2% (в сентябре) и на 0,3% (в октябре).

Динамика промышленности с учетом ее удельного веса в создании ВВП уже является достаточной для улучшения годового прогноза. Вполне вероятно, что в декабре будет успешно протестирована 6% отметка роста промышленного производства, а ВВП может вплотную приблизиться к бюджетному ориентиру роста (7%). Можно также прогнозировать дополнительный импульс роста ВВП за 11 месяцев за счет промышленности на уровне 0,1—0,2%.

Таким образом, промышленная статистика также дает основания рекомендовать постепенную активизацию политики антиинфляционных процентных ставок. Однако, при любых действиях со стороны Нацбанка в декабре монетарная политика останется стимулирующей, поскольку любые изменения стоимости заимствований повлияют на ликвидность только в следующем году. Сегодня нет дополнительной потребности в стимулировании инвестиций, потому что они растут двузначным темпом, а кредитование, в первую очередь, домохозяйств уже имеет признаки перенасыщенности и усиливает инфляцию. Поэтому рисковать ценовой стабильностью нет потребности. Нужно признать, что сегодня лучшей поддержкой роста в промышленности и реальном секторе в целом является защита потребительского и инвестиционного спроса от депрессивного давления повышенного инфляционного налога.

В этом году кредитно-денежная политика остается экспансионистской. Кредитный бум гонит потребительский спрос и давит на цены, увеличивает общий объем расходов в экономике. Инфляционный риск кредитной экспансии все еще не демобилизован. Раскрутка кредитов, и в первую очередь, валютных, ускоряет инфляцию. Пока что не агрессивно, но с перспективой для I квартала 2007 года.

Также дает себя знать и постепенное исчерпание понижающего влияния прошлогодней ревальвации гривни на непродовольственные цены. Несколько растет базовая инфляция в узком измерении. Если общая инфляция (до декабря) возросла на 10,6%, то по предварительным расчетам базовая узкая — на 2,2% (непродовольственные цены за исключением топливных).

Статистика также зафиксировала сезонную активизацию потребительского спроса. Она подпитывается близкой к прошлогодней динамикой номинальной зарплаты. Мощная покупательская активность граждан движет экономику. Но в то же время это изнурительное тестирование держит ценовую стабильность под угрозой.

Опасна пониженная склонность граждан к сбережениям. О ней частично свидетельствует движение депозитов физических лиц. За 11 месяцев прошлого года они выросли на 62,2%, а текущего — только на 36%, а в национальной валюте — соответственно 72,5% и 26,4%.

К сожалению, «тарифное ралли» не финишировало, и главным спикером этого остался сектор коммунальных услуг. Замедление роста цен на продовольственные товары и даже снижение на непродовольственные все еще не «перекрывает» рост цен на услуги.

Параллельно происходит дальнейшее повышение цен производителей. ВВП растет, значит — экономика разогревается. За январь-ноябрь 2005 года цены производителей выросли на 9,2%. В ноябре, в частности, снизились на 0,1% к октябрю. В этом же году за 11 месяцев их повышение составляло 13,5% против 0,7% в ноябре. Потребительские цены на это тоже реагируют. Еще не нужно говорить об их перегревании, но нужно быть бдительными, не забывать печальный опыт 2004 года.

Очень плохо, что в обществе сохраняются инфляционные ожидания. К сожалению, их не редко поддерживают пессимистические прогнозы относительно необоснованности целевых инфляционных ориентиров, заложенных в бюджет 2007 года. Определенные негативные сигналы относительно конечных перспектив декабря поступили даже из Минфина и Минэкономики. И в целом в СМИ в ноябре доминировала проинфляционная риторика, в том числе со стороны официальных лиц. Хотя еще в октябре заявления представителей правительства содействовали ослаблению инфляционных настроений. Сегодня инфляционные ожидания подпитываются бюджетной дискуссией.

Несмотря на это, ноябрьскую инфляцию даже можно считать удовлетворительной. Как уже указывалось, этому содействовало сезонное увеличение предложения на рынке мясопродуктов. А также мировая дефляция нефтяных цен и соответствующее полуадминистративное снижение цен на бензин в Украине и расширение предложения нефтепродуктов, сдерживание роста тарифов и некоторых продовольственных цен инструментами центральной и местной властей (регулирование торговых надбавок, юридические процедуры, как в случае с Киевом, и тому подобное), уменьшение дефицита бюджета до уровня меньше 1% ВВП и некоторое усиление фискальной политики, что в некоторой степени сдерживало экспансию потребительских расходов, противодействие уменьшению внутреннего предложения зернопродуктов и мясопродуктов благодаря ограничениям на их экспорт.

В сложившейся ситуации можно сделать осторожное предположение относительно продолжения в декабре и январе процесса вхождения потребительской инфляции в нисходящий тренд. Но само по себе это не случится. Нужны определенные шаги, которые приведут к дезинфляции. Нацбанк, наверное, будет продолжать удерживать положительные ставки рефинансирования. А вот коммерческим банкам можно порекомендовать немного повысить депозитные ставки и расширить ДЕПО и РЕПО (обратные) стерилизационные операции. Правительству было бы выгодно посодействовать восстановлению импорта мясопродуктов из Польши и других стран. Так же, как и добиться установления декабрьского моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги в Киеве и областях, где оно еще не произошло, и избежать нового повышения цен на бензин. Еще вчера правительственные маркетологи должны были изучить проблему торговых надбавок на хлебопродукты и практику деятельности больших торговых сетей. Там можно найти определенные резервы. А вот Минэкономики и Минфину было бы очень целесообразно удержаться от озвучивания прогнозов декабрьской инфляции. Хотелось бы дать такую же рекомендацию оппозиционным лидерам. Заданием всех правительственных структур могла бы даже стать активизация агрессивной антиинфляционной риторики и вообще предотвращение появления новой эскалации политического напряжения.

Сегодня распространен неверный тезис о полном или частичном отсутствии монетарных факторов инфляции. К сожалению, иногда она выплывает и из неосторожных изречений профессионалов или из их интерпретаций. Но ведь достоверно известно, что везде и всегда в конечном итоге инфляция является монетарным явлением. Обесценивание денег происходит под влиянием воздействия только одного фактора — роста цен других товаров. И не имеет значения, какая структура непосредственно (Нацбанк, правительство или коммерческие банки) увеличивает объемы денежного предложения. Нацбанк может и не наращивать монетарную базу, но это способно сделать правительство или коммерческие банки, если им уменьшить резервные требования или удешевить рефинансирование. Так же само и неосторожные заявления из правительственных структур могут спровоцировать ожидание роста цен, и население увеличит количество денег в обращении посредством их перевода с депозитов в форму, пригодную для торговых трансакций. Понимая это, разным командам украинского политикума стоило бы придерживаться добровольного и сознательного табу на заявления, провоцирующие инфляционные ожидания, и заранее вычеркнуть из всех своих речей обвинения противной стороны в неумении сдерживать инфляцию. Нужно быть более терпеливыми, а жизнь все расставит на свои места и покажет, кто есть кто. Никто не имеет права расшатывать лодку, в которой мы все находимся. Потому что от этого недалеко и до беды.

Валерий ЛИТВИЦКИЙ, руководитель группы советников главы Нацбанка Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ