Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Частная территория» ВПК

Оборонный гигант вписался в рыночные правила игры
28 апреля, 2004 - 00:00


Сверхсекретное некогда предприятие всесоюзного значения — корпорация «ХАРТРОН», которому в этом месяце исполнилось 45 лет, не только существует, но и активно работает. О сегодняшнем дне этого предприятия корреспондент «Дня» беседует с председателем правления Николаем ВАХНО.

— «ХАРТРОН», а по-старому «НПО Электроприбор» во времена не такие уж и давние был едва ли не самым секретным из «почтовых ящиков» Харькова. Действительно ли было что скрывать?

— Тогда предприятие работало исключительно на ракетно-космическую отрасль, которая была полностью подчинена оборонной программе. Мы разрабатывали и изготавливали системы управления стратегическими ракетоносителями и космическими аппаратами стратегических ракет Советского Союза. Большинство ракет были оснащены именно харьковской аппаратурой. По тем временам даже то, что я сейчас сказал, считалось бы разглашением государственной тайны.

Наше предприятие специально организовали для создания автономных систем управления для самых совершенных на то время «янгелевских» ракет, которые разрабатывались известным во всем мире КБ «Южное». Отсюда и тот режим секретности. КБ «Южное» и сегодня остается нашим главным заказчиком.

— Конверсия в свое время сильно сказалась на украинской науке и промышленности. Как в этих условиях выживал «ХАРТРОН»?

— Да, конверсия по-украински добавила нам хлопот. Только Украина, сняв боеголовки с ракет SS-19, полностью уничтожила также и ракетоносители. Да еще и пусковые шахты впридачу. Россия поступила намного дальновиднее. Она заменила боеголовки на спутники и теперь получает прибыли от их запуска — и по заказу собственных организаций, и для зарубежных. Но нашим главным потенциалом является не оружие, а уникальный опыт изготовления высоконадежных систем управления. Бортовые ЭВМ ракет выдерживали бешеные перегрузки и требовали высокой надежности. Наша продукция за всю сорокалетнюю историю ни разу не подводила.

Где, кроме обороны, нужны такие высоконадежные системы? Конечно же, на тех объектах, от надежной работы которых зависит жизнь людей. Поэтому мы и определили несколько новых стратегических направлений. Это автоматизированные системы управления электростанциями — в первую очередь, ядерными. Конечно же, в высокой надежности нуждается также транспорт — пассажирский, трубопроводный, и такие отрасли как металлургия, нефтегазовая промышленность.

Разработки «ХАРТРОНА» сегодня эксплуатируются на многих энергообъектах. На всех атомных электростанциях Украины работают наши информационно-вычислительные системы. Кстати, они внедрялись без остановки АЭС — такой метод применен в мировой практике впервые.

Скоростные экспрессы Киев — Харьков и Киев — Днепропетровск работают на нашей электронике. Около 40 крупных железнодорожных станций Украины оборудованы нашими приборами, которые управляют станционным хозяйством, информируют и ведут учет пассажиров. Наше оборудование работает на объектах транспорта нефти и газа, управляет переработкой газового конденсата в бензин, процессом испытаний мощных электрических и дизельных двигателей.

Широкая номенклатура работ требовала изменить структуру предприятия. Одним из первых среди оборонных предприятий Украины «ХАРТРОН» указом Президента в 1995 году был корпоратизирован, а в 1998 реструктуризирован. Сегодня это — открытое акционерное общество, построенное по принципу корпорации. В него входят 15 специализированных предприятий.

— Но ведь «ХАРТРОН» не сошел и с космической орбиты? Что лучше кормит корпорацию сегодня — госзаказ, оборона или космос?

— Ракетно-космическая тематика составляет сейчас приблизительно 29% от общего объема производства. Почти столько же — около 27% — продукция для железнодорожного транспорта. Крупнейшие же объемы приходятся на энергетику — 30,5%. Не остались без работы и обслуживающие производства. Они берут заказы на металлообработку, изготавливают товары народного потребления, в частности игрушки.

Прямого госзаказа уже нет. Работаем только на договорной основе. Заказчики на ракетно- космическую технику — ГКБ «Южное» и российские предприятия. Есть и несколько других международных контрактов. Кроме того, осваиваем новые виды деятельности. Они ориентированы на насыщение отечественного рынка и замещение экспорта. Диверсификация, то есть расширение видов деятельности, для нас оказалась полностью оправданной. В прошлом году, по сравнению с 2002 годом, объемы производства продукции выросли на 36 процентов и достигли 73,5 млн. гривен. При этом, что очень важно, объемы реализации возросли на 40 процентов и достигли 72,5 миллионов гривен — значит, наша продукция становится более нужной!

Это позволило уже три года подряд выплачивать дивиденды, пусть пока и копеечные. Основную часть прибыли направили на обновление основных фондов, то есть приобретение техники и оборудования. Особенно приятно отметить, что при этом зарплата растет опережающими темпами. За прошлый год средняя зарплата у нас составила 591 гривню — это на сто больше, чем в среднем по Харькову.

В советские времена зарплата у нас составляла 170 рублей. По некоторым методикам перерасчета это приблизительно 120 долларов США. Сегодняшняя в долларовом эквиваленте составляет 111 долларов. Таким образом, здесь наблюдается приближение к прежнему уровню.

— А кто сегодня ваши акционеры, в чьих руках собственность?

— Мы до сих пор не имели крупных акционеров, то есть инвесторов. Только в этом году Фонд госимущества продал почти четверть пакета оставшихся у него акций российской космической фирме ЗАО «Асконд». Она входит в состав учредителей международной корпорации «Космострас», которой в равных долях владеют Украина и Россия. С украинской стороны «Космострасом» владеют — ГКБ «Южное», «Южмаш» и «ХАРТРОН». Однако на сегодня государство имеет блокирующий пакет (50 процентов плюс одна акция). Остальное распределено между мелкими акционерами.

— «ХАРТРОН», судя по объявлениям, сейчас довольно активно набирает работников. Открывает ли сотрудничество с ним такие же перспективы и партнерам?

— Наше производство имеет замкнутый цикл. Поэтому «на сторону» непосредственно от нас идет относительно небольшая часть объемов работ (около 10%). Нынешний курс — на модернизацию. Недавно установили самое современное оборудование, позволяющее работать по принципу: сегодня заказ, завтра — продукция, сократив путь от проектирования до производства с нескольких месяцев до двух дней... И все же вы в значительной степени правы. Ведь с нашим участием разворачиваются производственные программы большого государственного значения. А уже само наличие таких программ является фактором, который стимулирует расширение отечественного производства, а значит — роста количества рабочих мест. Кроме того, предприятиям, чтобы участвовать в этих программах, необходимо модернизировать производство, переходить на современные технологии. А это также новые рабочие места. Итак, наша деятельность, базирующаяся на технологиях, проверенных в космосе, является стимулом к повышению общего уровня отечественной индустрии.

— Если мы говорим о партнерах, нельзя не упомянуть и конкурентов...

— Случается, что и потенциальные конкуренты становятся партнерами. Именно так произошло с американской компанией «Вестингауз». С ней «ХАРТРОН» создал совместное предприятие «Вестрон», которое вошло в состав корпорации и специализируется на системах управления, измерения и контроля для атомных электростанций. «Вестрон» стал первым в Украине предприятием, получившим международный сертификат соответствия по стандарту, который применяется для систем безопасности ядерных электростанций США. В этой области сегодня один из наших конкурентов — всемирно известная фирма «Сименс».

В ракетно-космической отрасли конкуренция также значительная. Но все решает соотношение цена—качество. Поэтому мы побеждаем в тендерах именно за счет высокого качества и привлекательной цены. Все это открывает путь к международному космическому сотрудничеству, где нашими постоянными партнерами всегда были днепропетровцы — КБ «Южное» и «Южмаш». Сегодня мы участвуем в ряде международных проектов — с Россией, Египтом, Бразилией, сотрудничаем с Китаем, Италией.

Наши приборы эксплуатируются на трех украинских спутниках. В этом году на орбиту будет выведен украинский тяжелый спутник «Сич-1» и вместе с ним украинский микроспутник МС- 1. В следующем году Украина сделает спутник для Египта. В перспективе — создание систем управления для ракеты-носителя «Циклон-4», совместный проект с Бразилией и создание систем управления для автономного космического буксира, который будет выводить в космос украинская ракета-носитель «Днепр». По-видимому, именно это и имел в виду Президент Леонид Кучма, когда недавно заявил о перспективах выхода украинских ракет на лунные траектории...

Петр МАТВИЕНКО, Харьков. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ