Украинские перевозчики не смогут заработать на Евро-2012. Украина позволит иностранным транспортным компаниям осуществлять нерегулярные перевозки по территории страны во время чемпионата Европы по футболу. Об этом во время коллегии, посвященной подготовке к Евро-2012, в Государственной пограничной службе Украины сообщил директор турнира УЕФА Евро-2012 Маркиян ЛУБКИВСКИЙ. «В ближайшее время правительство или Министерство инфраструктуры, по просьбе УЕФА, намерены предоставить разрешение на осуществление иностранными перевозчиками перевозок по территории Украины», — сообщил он.
Каботаж, как уточнил впоследствии в разговоре с «Днем» Лубкивский, продлиться недолго — приблизительно 40—45 дней. «Стартует он за две недели до начала чемпионата (8 июня 2012 года) и будет происходить ориентировочно еще неделю-две после проведения финального матча», — рассказал директор турнира УЕФА Евро-2012. Он объяснил, что сама процедура будет выглядеть так: «болельщики, например, из Голландии, Германии и Польши прибудут в украинский аэропорт, а там уже будут ждать их же автобусы, прибывшие в Украину для того, чтобы осуществлять перевозки в пределах города или страны. Работают с ними. И после завершения каботажного периода покидают Украину». Сегодня, по словам Лубкивского, Министерством инфраструктуры отрабатывается четкая разрешительная система и прописывается сама процедура каботажа. «Это находится на завершающем этапе», — подчеркнул он в интервью с «Днем».
На вопрос «Дня», чем же не угодили УЕФА украинские перевозчики, что тот лишил их шанса заработать, Лубкивский заметил, что фактически ничем. Мол, ничего личного, лишь прагматичный интерес. «Это никоим образом не направлено против украинских перевозчиков. И я бы хотел на этом акцентировать внимание, — заметил он «Дню». — Дело в том, что в Украине нет соответствующего автобусного парка (речь идет об автобусах большой вместимости), для того, чтобы перевозить болельщиков между городами во время чемпионата». К сожалению, сколько конкретно автобусов необходимо для Евро-2012, какой процент украинские перевозчики не в силах обеспечить, Лубкивский «Дню» не смог ответить. «Их не хватает уже исходя из того, что к нам приедет огромное количество болельщиков. Их количество измеряется сотнями тысяч», — сказал он. Возможно, для такого «огромного количества», рассуждает директор турнира УЕФА Евро-2012, украинцам не хватит двух (или немного больше) тысяч автобусов.
Впрочем, есть и вторая причина, почему украинские перевозчики не угодили УЕФА. «Как только мы начали рассматривать предложения перевозчиков относительно перевозки групп болельщиков, то цены заломили такие, что... Некоторые даже требовали по 4000 евро в день», — возмущается Лубкивский. Причем, как он отмечает, такие запросы делали достаточно мощные автотранспортные компании. Лубкивский отказался называть их названия и имена владельцев. «По-видимому, первое — это нужно удивить клиента или гостя ценой», — говорит он. Вот и получилось — удивили так, что отвернуло. Никто же не будет платить по четыре или даже по три тысячи евро в день за использование одного автобуса, говорит «Дню» эксперт. Поэтому получается, что выгоднее гнать в Украину автобус из Голландии, Германии или Франции, чем платить местным.
Президент ВОО «Союз перевозчиков» Валентин ДЕМЧУК очень удивился, когда услышал от «Дня» о причинах введения каботажного периода. Он заверяет, что украинские перевозчики просто не могли «заломить» такие цены. Сегодня они перебиваются на копейках, поэтому рады были бы хоть какому-то приличному заработку. Сутки работы одного украинского автобуса, по словам Демчука, лишь в исключительных случаях приносят владельцу две тысячи гривен. В основном они зарабатывают и того меньше. Поэтому готовы были согласиться обслуживать европейцев и за три тысячи в сутки. 4000 евро за сутки, по мнению Демчука, нереально завышенная цена. «Таких цен у наших перевозчиков просто нет. Когда я им расскажу об этом, они просто рассмеются и скажут, что готовы специально под Евро купить автобусы и взять под это кредиты», — говорит президент «Союза перевозчиков».
К членам ассоциации, которую возглавляет Демчук, с предложением о сотрудничестве ни партнеры, ни спонсоры УЕФА не обращались. «Если где-то и была какая-то информация, то она исходила от Министерства инфраструктуры. Я там часто бываю и что-то такое слышал. Но конкретных предложений не было», — рассказал он «Дню».