Нацбанк до 6 мая обещает подготовить системный план действий по стабилизации банковской системы и валютного рынка. Об этом сообщил первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук в ходе заседания парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. До этого, обещает он, регулятор закончит «чистку» рынка от проблемных банков. Чем наполнят «план по возрождению банковского сектора», из сделанных заявлений господина Писарука сказать сложно. Поэтому «День» спросил участников рынка и экспертов, каким должен быть алгоритм вывода сектора из кризиса.
Депутат VII созыва Владимир Полочанинов уверен, что НБУ может за три месяца создать алгоритм подъема банковской системы. Но при условии решения проблемы с «Дельта Банком».
«Нормализация ситуации с вкладчиками «Дельта Банка» — первый шаг к возврату доверия населения к банковской системе», — соглашается с ним глава правления «Межбанковской валютной биржи», бывший глава Ощадбанка Анатолий Гулей.
Как решить проблему «Дельта Банка»? Есть три варианта, уверен Гулей. Первый — национализация. Но от него уже отказались.
Второй вариант — поиск инвестора. «У нас нет ни одного удачного примера, что фонд его привлек. Скорее наоборот — инвесторы приходят и уходят оттуда, потому что не попадают под поданные критерии: иностранцы к нам категорически не идут, а местные не могут быть инвесторами, потому что являются скрытыми собственниками всех банков, которых «положили», — пояснил Гулей.
Третий вариант — наказать (заставить заплатить по долгам) собственников, которые довели банки до банкротства. По информации первого заместителя главы НБУ, действия собственника «Дельты» подпадают под нормы недавно принятого закона, закрепляющих эту норму. Однако эксперты скептически настроены. «Я считаю, что на это уйдет 2-4 года. Никто не знает, что будет с деньгами вкладчиков «Дельта Банка»: сколько они будут реально стоять», — говорит Гулей.
Глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка выделяет три задания для регулятора: завершить чистку рынка, снять все валютные ограничения (покупка и вывод валюты по прямым контрактам фактически заблокированы) и навести порядок с процентными ставками. «Если сегодня НБУ кредитует банки под 30% годовых, то как развиваться бизнесу? Я предлагаю опустить учетную ставку», — поясняет он.
Гулей добавляет, что НБУ должен записать в программу распределение банков на профильные и инвестиционные. «Тот же банк «Надра», хоть и был банком, но, по сути, обслуживал определенную финансово-промышленную группу (ФПГ). То есть он выполнял инвестиционные функции. А деньги вкладчиков не могут использоваться для инвестирования рискованных проектов, которыми занимаются ФПГ. Нельзя рисковать деньгами вкладчиков», — пояснил Гулей.
Полочанинов предлагает создание единого государственного санационного банка, куда в течение года переведут большинство проблемных активов, потом разделят их по секторам и продадут. А также — запустить механизм валютных своп-линий с частными банками сроком до года, но при условии, что они переведут проблемные активы в санационный банк или под финансовые гарантии акционеров этих банков.