Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Черная» полоса

Эксперты прогнозируют возникновение проблем в угольной отрасли
27 октября, 2008 - 20:37
РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕОСНАЩЕНИЯ ШАХТ ПОМОЖЕТ ПРИВАТИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ. НО ГОСУДАРСТВО НЕ СПЕШИТ «РАЗРУЛИВАТЬ» ЭТОТ ВОПРОС / ФОТО ОЛЕГА НЫЧА

Мировой финансовый кризис постепенно, но уверенно осуществляет свое негативное воздействие на украинскую экономику. Строительная, финансовая и металлургическая отрасли уже почувствовали его натиск. Но эксперты говорят, что если правительственный пакет антикризисных мер будет касаться только банковского, а не реального сектора экономики, то следующей жертвой может стать угольная отрасль.

По словам начальника отдела координации научной деятельности Министерства угольной промышленности Украины Вячеслава Красника, сейчас угольные предприятия работают в нормальном режиме. Но чиновник не возражает, что в случае перенесения кризисных явлений на 2009 год, негатива отрасли не избежать. «Речь может идти об уменьшении цены на энергетический и коксующийся уголь. Поэтому уже сейчас следует подсчитать, сколько в следующем году угля нужно будет металлургам и энергетикам», — говорит «Дню» Красник.

Выражение «Нет дыма без огня» подтверждают слова чиновника. Он утверждает, что уже сегодня металлурги отказываются от потребления задекларированных ранее объемов угля. Именно по этой причине Минуглепром считает целесообразным провести инвентаризацию угольных потребностей для реальной экономики на следующий год. Подсчитывать, сколько же угля потребуется в 2009 году, должно Минэкономики, которое также должно заказать соответствующие исследования научно-исследовательским организациям. По словам Красника, на такие подсчеты требуется не менее полугода, но их еще и не начинали. На уточняющий вопрос «Дня», значит ли это, что до начала следующего года фактически успеть сделать такие расчеты не удастся, он ответил утвердительно.

Удара по угольной отрасли вряд ли удастся избежать, говорят опрошенные «Днем» эксперты. Первая проблема — это нехватка оборотных средств, которые нужны для закупки ресурсов, которые помогают добывать уголь. До кризиса многие шахты опирались на кредитные ресурсы. А получить их сейчас непросто и дорого. «Финансовый кризис сразу же отразился на нашей отрасли. Начались неплатежи наших потребителей, шахт, — рассказывает заместитель директора ОАО «Донецкий филиал «Укрэнергоуголь» Дмитрий Иткин. — Из-за этого мы вынуждены ограничивать их энергопотребление, в связи с чем уменьшается их добыча угля, а, следовательно, и запасы топлива на электростанциях, из которых далее производят электроэнергию для всех отраслей промышленности».

С ним соглашается председатель правления ОАО «Рутченковский завод «ГОРМАШ» Вячеслав Молчанов. «Если сегодня принимаются решения о финансовой поддержке только банковской системы, то это не совсем правильно. Реальный сектор экономики должен получать достаточно финансовых ресурсов, чтобы он мог двигаться и развиваться», — говорит он. Если угольные предприятия лишены возможности брать кредиты, то как они смогут производить продукцию? Неурегулированность этих вопросов со стороны государства, по мнению экспертов, фактически открывает путь к остановке производства.

Усложняет производственную ситуацию и постоянный рост себестоимости добытой тонны угля. «Без государственной поддержки этот процесс рискует превратиться в ураган нарастающей силы. Учитывая, что сейчас начался осенне-зимний период, то речь идет об увеличении энергопотребления. Поэтому за 3—4 месяца негативные последствия почувствуют предприятия угольной отрасли», — говорит Иткин. Что делать? Уменьшить долю электроэнергии в себестоимости производства угля можно, внедряя давальческие схемы. Но для их появления шахта должна быть частью финансового холдинга, а финансовый холдинг создается на основе коммерческих предприятий. «Чем быстрее произойдет приватизация в отрасли, тем быстрее мы сможем получить дешевый кВт/час для шахт и для всей промышленности», — объясняет Инкин. Однако государство не спешит «разруливать» этот вопрос.

Как же решить проблемы угольной отрасли в условиях приближения кризиса? С одной стороны, здесь должно помочь увеличение государственного финансирования на угольную отрасль. Так, в проекте госбюджета на 2009 год обещают записать на шахтерские нужды аж 14,8 миллиарда гривен. «Но из них только 6,2 миллиарда — на развитие отрасли. При чем 5,2 направлены на государственную поддержку по себестоимости угля. Это значит, что на реальное развитие угольной отрасли почти не остается денег, потому что нужно направлять часть денег на содержание и закрытие шахт, на охрану труда, на научное и горноспасательное обеспечение и другое. А денег на техническое переоснащение и строительство шахт не хватает», — говорит Красник.

Непонятно, получат ли шахтеры 3,1 миллиарда гривен банковских кредитов под государственные гарантии. По словам Красника, сейчас ведутся переговоры с банками, которые раньше пообещали такое финансирование. Но увенчаются ли они успехом, если учесть, что и сами банки сейчас нуждаются в поддержке?

Проблема привлечения инвестиций в угольную отрасль стоит очень остро. С одной стороны, инвесторы «и носа в Украину не покажут», потому что если на «властном олимпе» нет порядка, то что уже говорить о благоприятных условиях ведения бизнеса. Проще говоря — нужна стабильность, а ею в Украине и не пахнет. С другой стороны, Молчанов считает, что привлечь деньги можно и другими способами: например, торгуя квотами выбросов парниковых газов по Киотскому протоколу, или же используя финансовый лизинг. Последний вариант, в условиях хронической нехватки средств, хоть частично поможет решить проблему почти полностью изношенного угольного оборудования.

По мнению президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило, смотреть на угольную отрасль нужно более глобально. «Если на угольную промышленность направить антикризисную политику правительства, то она может стать локомотивом выхода из кризиса в целом. Почему? Потому что один из важных инструментов антикризисной политики — улучшение состояния платежного баланса, в частности, баланса внешней торговли. Сегодня он находится под значительным давлением именно со стороны энергетического импорта (газ, нефть). Если мы говорим, что следует минимизировать влияние негативного сальдо торгового баланса, то как раз это можно сделать за счет активизации добычи угля в середине страны», — рассказывает он «Дню».

С таким доводом соглашается директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецке Юрий Макогон. По его словам, в структуре энергетического баланса страны составляющая импорта энергоресурсов растет. За счет собственных энергоресурсов Украина обеспечивает не более 45% своих энергетических потребностей. Не решая проблемы собственного энергетического сектора, страна фактически самостоятельно соглашается идти на энергетическом поводке у других стран...

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ