Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черное и белое

Где получить правдивую информацию о тех, кто гарантирует здоровье и жизнь
15 августа, 2007 - 19:27

Борьба на страховом рынке Украины, к сожалению, происходит по принципу — все против всех. Едва ли не самым активным игроком при этом выступает Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ). В частности, она не удовлетворена положениями проекта нового Налогового Кодекса, который готовится Минфином, и подготовила проект обращения к правительству с предложениями по налогообложению компаний, которые специализируются на страховании жизни, где настаивает на сохранении существующей системы налогообложения, которая, по ее мнению, за 10 лет зарекомендовала себя как самая прозрачная, понятная и малозатратная в администрировании. Кроме того, ЛСОУ требует учитывать специфику страховой деятельности в нормах Гражданского Кодекса и не увеличивать норматив уставного капитала страховых компаний, а уменьшать. Потому что на начальном этапе компании развиваются за счет инвестиций акционеров. Нынешние же законодательство и позиция ГКЦБФР делают невыгодными капиталовложение в страховой бизнес и препятствуют его капитализации. На недавнем заседании правления ЛСОУ было выдвинуто требование о предоставлении объединению страховиков статуса саморегулирующейся организации с соответствующими правами. Страховики призывали Госфинуслуги конкретизировать положения стратегии развития финансового сектора до 2015 года.

Впрочем, общественность выдвигает определенные требования и к страховикам. Так, Ассоциация страхователей Украины обвиняет ряд страховых компаний в надувательстве клиентов. В частности, генеральный директор АСУ Леонид Хорин называет несколько компаний, которые он не может рекомендовать потенциальным клиентам. Он подчеркивает, что в первую очередь следует смотреть не на финансовые показатели компаний, а на их репутацию, на уровень доверия населения, ведь, несмотря на высокие финпоказатели, компании могут обманывать клиентов, избегая различными способами выплат по договорам. Да и сами договоры, по словам Хорина, могут оформляться так, что потом ни один юрист не разберется, кто кому что должен.

Различные маневры наподобие «как бы его не платить» привели к тому, что на рынке услуг по степени доверия среди потребителей, страховые компании стоят на самой низкой ступени, пропустив вперед милицию, суды, прокуратуру и СМИ, отмечает эксперт проекта ООН и Евросоюза «Общество потребителей и общественные организации» Денис Полтавец. В своих суждениях он опирается на прошлогоднее исследование Центра социальных экспертиз при Институте социологии НАН Украины, в ходе которого были получены данные показатели. Если, согласно исследованию, милиции совсем не доверяют 23% опрошенных, то страховым компаниям — 30%. Следовательно, как отмечает Хорин, «в отличие от мнения страхователей о планетарных достижениях страхового рынка Украины, украинским страховым компаниям на самом деле доверяют даже меньше, чем милиции».

«После долгих совещаний, мы пришли к выводу, что единственный способ, которым можно бороться со страховыми компаниями, которых развелось почти 500 — является создание рейтинга», — считает директор Ассоциации «Укртеплоэлектроцентраль» Григорий Лысенко. По его словам, «страховая компания должна иметь значительный уставный фонд, предоставлять всю информацию о руководстве и финансовых показателях». Он подчеркивает, что на сегодняшний день в Украине такого нет.

Хорин отмечает навязывание обязательных видов страхования. Среди них страхование пассажиров на транспорте и ответственности владельцев транспортных средств. В этой ситуации он обвиняет Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг в лоббировании интересов страховиков и абсолютном игнорировании жалоб со стороны клиентов СК. «Госфинуслуги рассмотрели в прошлом году около 10 нарушений», — отмечает он и уточняет, что за прошлый год в АСУ поступило 153 жалобы на работу страховых компаний.

Однако компании, которые находятся в списке «незаказных», в то же время занимают на страховом рынке Украины ведущие места по своим финансовым показателям, а поэтому список АСУ не воспринимают серьезно. У них свое мнение в отношении причин и следствий появления такого списка. Так, руководитель пресс-службы СК «АСКА» Дмитрий Калишевский рассказал «Дню» «всем известный факт, что он (Леонид Хорин. — Авт. ) обращается к страховым компаниям с предложением профинансировать деятельность своей организации, а когда отказывают, то пробует таким образом на них повлиять». «К нам обращался и обращался, в частности, к «Дженерале гарант» — и эта компания официально в одной из газет рассказала об этом», — сказал Калишевский «Дню». Он подчеркивает, что у него есть несколько писем Ассоциации, которые «приглашают на круглые столы страховые компании и указывают при этом на потребность профинансировать участие в этом мероприятии в размере 1200 гривен». Чтобы не быть голословным, Калишевский зачитывает одно из писем, которые поступили в адрес компании от АСУ: «Разъяснения относительно круглого стола: обращаем ваше внимание на то, что при проведении круглых столов ассоциация исключает присутствующие на них компании из объектов критики. Неужели этого мало, учитывая то, что конференция проходит в присутствии нескольких десятков журналистов»... Калишевский также приводит другие факты, которые не слишком хорошо характеризуют данную общественную организацию. «Если он (Хорин. — Авт. ) говорит, что уровень выплат страховых компаний 7,9%, то в действительности — там все 25%; если говорит, скажем, что наша компания по автостраховке платит 2 миллиона, то на самом деле это — 6 миллионов. Кому лучше знать, ему или нам, сколько наша компания платит?» Откуда АСУ берет такие данные, «АСКА» не знает, потому что, как уверяет Калишевский, предоставляла Ассоциации официальную информацию.

В страховой компании «Дженерал Гарант», которая также попала в «черный список» АСУ, также отмечают, что АСУ и Леонид Хорин просто делают себе рекламу через негатив. «Критикуют и критикуют, зарабатывают себе репутацию на негативе, пусть лучше скажут, к кому нужно идти страховаться, какая компания надежная», — высказывает свое мнение заместитель председателя правления СК «Дженерал Гарант» Сергей Бурбель. Что же касается списка, то компания не волнуется, ведь с такими финпоказателями как у них, «реклама» АСУ и не нужна. «Уже третий год подряд мы занимаем первое место как по полученным доходам, так и по выплатам клиентам. Мы платим больше, чем все в Украине. Второй год подряд получаем премию от ЛСОУ «Выплата года», — отмеччает Бурбель и продолжает: «Мы давно уже спорим с Леонидом Хориным и Ибрагимом Габидулиным, даже в суд на них подавали за неправдивую информацию о нас. Они это обстоятельство учли и теперь всю информацию не подписывают, в этом вопросе очень осторожны теперь».

Но все же попытки обмануть клиента, не выплатить ему деньги — довольно распространенная ситуация на страховом рынке. По мнению ЛСОУ, с развитием рынка, с усилением надзора со стороны Госфинуслуги количество страховых компаний сокращается, что будет содействовать росту доверия населения. Такого же мнения придерживается и Ибрагим Габидулин, отмечая, что «пойдут со временем самые слабые, самые непрозрачные, которые работают только на своих акционеров».

Получается, что все игроки рынка выступают именно за то, чтобы вытеснить с него недобросовестные компании. Не заинтересованы в этом разве что упорные нарушители. Поэтому не пришло ли время прекратить междоусобицы и заменить непризнанные «черные списки» обоснованными рейтингами? Возможно, именно тогда и начнет расти доверие потребителя к страховым компаниям?

КОММЕНТАРИЙ

Александр ФИЛОНЮК , президент Лиги страховых организаций Украины:

— Без сомнения, на практике есть примеры, когда страховая компания несвоевременно платит или отказывает в выплате. Мы видим эти факты и пытаемся ликвидировать. Но надо понимать, что страховой рынок еще молодой, как и вся наша страна. Сегодня рассматривается новая редакция Закона Украины «О страховании», и ЛСОУ вместе с Министерством аграрной политики готовит новый закон о страховании аграрных рисков. Мы не говорим сегодня о том, правы ли страховые компании или клиенты, здесь должны быть механизмы правоотношения, которые объективно определяют конечное решение. Еще в прошлом году Лига приняла решение по созданию Третейского суда, который будет рассматривать интересы сторон не с точки зрения защиты кого-то, а з точки зрения объективности ситуации. Что касается списка «незаказных компаний». Я считаю, что он, во-первых, наносит вред репутации компании и вообще подрывает доверие на рынке. Те, кто делают неправдивые, неподкрепленные фактами заявления, должны нести юридическую ответственность. А вот создание рейтингов — это позитивный шаг.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ