Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черное золото может испачкать

Мотивы правительства благие, но действия неправовые
9 марта, 2005 - 20:41

Много красивых слов было сказано о требованиях к власти: открытость (она же прозрачность), честность, профессионализм. Нам действительно прозрачно показали правительство на коньках (хотя многих, не только Зварича, жены не пустили). Но в серьезных делах (начиная с отбора и назначения кадров) прозрачности как не было, так и нет, и мы чувствуем себя, как ежики в тумане. Недавний нефтескандал, фигурантами которого являются ООО «Ойл Транзит», Кабмин, супружеская пара Зваричей, это подтвердил. Политики пускали туман, обвиняли друг друга, высказывая взаимопротиворечивые вещи. И вот скандал утих или перешел в латентную форму.

А что знаем мы? Кто прав, кто виноват? Неужели правыми признаны обе стороны ради единства команды? А как же с провозглашенной распрозрачностью?

«День» писал об этой истории; подробно факты, высказывания, документы есть в интернете. Конфликт начался, когда в Украину 28.01 поступила первая партия (100 тыс. т) нефти, закупленной в России ООО «Ойл Транзит» для перепродажи в Словакию (всего контракт заключен на 3 млн. т нефти, $684 млн.). Таможенная служба, выполняя указания нового правительства (вероятно, Ю. Тимошенко) не оформляла разрешения на прокачку нефти за границу; 16.02 Кабмин принял решение о запрещении реэкспорта нефти. Аргументы: Ю. Тимошенко говорила о возможности злоупотреблений с возвратом НДС, С. Терехин утверждал, якобы эта нефть входит в квоту поставок по межправительственному соглашению между Россией и Украиной. Мотивы правительства благие, но действия не правовые. Не имело оно права запрещать разрешенную законом коммерческую деятельность, это юридически безукоризненно доказано в заключении Минюста. Неужели правительство собирается руководить экономикой в ручном режиме — поднятием рук на заседании, выстроить бизнес по команде «смирно»? И после этого правительство хочет уговорить ЕС признать нас страной с рыночной экономикой!

Вместо запрета реэкспорта можно было бы поручить Генпрокуратуре взять под контроль эту операцию, возврат НДС (в конце концов нашелся же выход — НДС на импорт). Взамен был обвинен «Ойл Транзит» (и Светлана Зварич) не в получении незаконного возмещения, не в попытке его оформить, а в возможности это сделать. Не должны обвинения основываться на подозрениях: есть такой принцип, как презумпция. С. Зварич резонно замечает: старая власть воспользовалась бы наименьшим нарушением жены оппозиционера, но не было повода. «Это значит, что я никогда не участвовала в криминальных схемах при прошлых правительствах. Не произойдет этого и теперь». В ответ она выдвинула конкретные обвинения И. Еремееву (владельцу акций НПЗ «Галичина» и одновременно нардепу, что, якобы, имеет контакты с премьером) в попытке заставить «Ойл Транзит» продать злосчастную нефть подозрительным фирмочкам, а через них незаконно вернуть НДС. Генпрокуратуре стоило бы ознакомиться с имеющимися материалами, выяснить, кто же там прав.

Что касается посягательств на украинскую квоту, то С. Зварич это опровергает, доказательство — письмо заместителя руководителя Федерального энергетического агентства России А. Гордеева, есть разрешение (письмо Минтопливэнерго Украины от 26.01 и Минэкономики Украины от 4.02). Несмотря на это, новый министр экономики С. Терехин 17.02 пугал ситуацией «если из баланса (нефтяного) забрали бы 3 млн. т»; Ю. Тимошенко 23.02, уже после введения НДС на импорт нефти заявила: «Если это нефть — по межправительственному соглашению, то реэкспорта не будет». Конечно, никто не верит в «святость» отечественного бизнеса, но если недостаточно письма А. Гордеева, то правительство обязано было выяснить вопрос, прямо связаться с российским правительством, но за три недели не сделало этого и доныне употребляет условную форму: «если», «возможно». Премьер назвала свое правительство «локомотивом, несущимся на всех парах», пара много, а скорость низкая. «Не спешит наша новая бюрократия, которая делала заявления о содействии предпринимательству. А время идет, компания претерпевает убытки. Если почти за месяц правительство не разобралось с квотами, с тем, как они реализуются на НПЗ, то свою профессиональность оно унаследовало от предшественника — «проффесора».

Электронные СМИ в условиях «прозрачности» пытались что-то донести читателю, ничего от себя не выдумывая. А вот «Зеркало недели» в пламя скандала добавило от себя немного нефти (о, святая простота!); не выслушав «Ойл Транзит» как сторону конфликта, автор во всем обвинила его. Аргументами в статье являются только высказывания С. Терехина; на 1-й стр. сказано, что нефть ООО хотело «вывезти (?) в Словакию», на 2 й — в Словению; в подсчетах убытков государства есть ошибки. Вообще, арифметика — слабое место фигурантов. С. Терехин назвал убытки от возврата неуплаченного НДС — 500 млн. грн., на самом деле — до 730 млн. грн. Неясно, а министр не объяснил, почему это компания себе во вред стала бы продавать по названной им демпинговой цене $216 за 1т, тогда как контрактная цена $228 за 1т.

В «Зеркале недели» есть интересный пассаж: «Вполне возможно, что, разобравшись во всех деталях соглашения ООО «Ойл Транзит», правительство позволит этой компании реэкспортировать нефть из Украины». А корректно ли сначала облить грязью, а потом разбираться? Скандал оставил неприятный осадок. Пострадала репутация не только ООО, не только Зваричей («то ли они что-то украли, то ли у них украли»), пострадала репутация правительства и власти. Правительство обязано не просто «разобраться», а сделать это как можно быстрее и прозрачно доложить гражданам, действительно ли кто-то (и кто) хотел нагреть руки на нефти.

Эта история, кроме проблемы прозрачности, осветила и другие, не менее важные.

В. Ющенко обещал отделить власть от бизнеса за 7—10 дней. Выводы из рассмотренной истории усилили сомнения относительно успешности, даже возможности такой хирургической операции. Ю. Тимошенко 23.02 предупредила правительственных чиновников: «Бизнес и министр — вещи несовместимые». В ее Кабинете (кроме нее самой) двое — Д. Жвания и Е. Червоненко — пришли из большого бизнеса. Министры не спешат отрекаться от своего дела и даже от депутатского мандата. На этом фоне к Роману Зваричу — меньше всего претензий: жена просто менеджер, наемный работник. Но она получает бонус от прибыли фирмы, поэтому у кого-то может возникнуть подозрение, а не она ли подогрела Зварича до точки кипения. Вот и Н. Томенко не понимает, зачем это один стал против всего Кабмина, потому что не знает Томенко, что такое любовь, не знает афоризма: «Пусть погибает мир, но торжествует закон». Относительно принципа разделения бизнеса и власти (раздели и только потом властвуй) могут быть резные точки зрения. Кто-то считает, что от власти нужно отлучать не только владельцев бизнеса, но и людей, чьи родственники являются менеджерами или юристами, которые работают в бизнесе. Так можно сузить круг претендентов в министры до поварих и родственников бомжей. Неясен и сам механизм отдаления от бизнеса: достаточно ли переписать его на жену или отца. Порошенко, правда, пообещал, что передаст управление своим бизнесом на конкурсной основе компании-менеджеру. Но ведь после этого он не станет меньше любить свои шоколадные фабрики и судостроительные заводы. Угроза лоббировать в такой ситуации остается. Но неужели нет выхода? Неужели мафия бессмертна, как Роман Бессмертный — что при Кучме, что при Ющенко? Выход есть, он — в моральных принципах, причем не отдельных людей, а общества в целом. В гражданском обществе, где царит нравственность и настоящая прозрачность, всякие нарушения почти сразу становятся явными, благодаря некоррумпированным правоохранительным органам и честным СМИ. Вот в чем нам нужно в первую очередь подтягиваться к европейским стандартам.

В эти дни правительство в очередной раз наступило, как на грабли, на проблему НДС. Многие считают его самым криминализированным налогом, из-за мошеннических схем оно почти потеряло бюджетонаполняющую функцию. Нынче в Кабмине собрались (без иронии) мудрые люди, реформаторы. Так пусть они напрягутся, подумают и заменят НДС на более приемлемый, прозрачный (!) налог. Пока что правительству, очевидно, не до этого. Постановив ввести НДС на импорт сырой нефти, который действительно ставит преграду его незаконному возврату, к тому же будет пополняться бюджет, правительство учло далеко не все возможные последствия. Заверения Ю. Тимошенко, что это не вызовет роста цен на нефтепродукты, не убедительны. Янукович также договаривался с трейдерами и НПЗ, давил на них, а цены все же ползли вверх. Рынок есть рынок. Не такая уж сказочная рентабельность НПЗ, чтобы прошло незамеченным подорожание сырья на 20%. Так не удивляйтесь же, если среди первомайских призывов увидите такие: «Крестьяне, боритесь за паритет вашей продукции и горюче-смазочных материалов!»; «Граждане, пользуйтесь велосипедами, это полезно для здоровья, окружающей среды и вашего кошелька!».

Игорь ДЕМЬЯНЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ