Правительство презентовало свое виденье экономического развития на 2016—2019 годы. В постановлении Кабмина №558 представлен позитивный и негативный сценарий на каждый год. Так, в 2016-м Украину по оптимистическим расчетам ждет рост ВВП на 2% и 12% инфляции, по пессимистическим — соответственно, 0,3% и 14,7%. В целом, по подсчетам команды экономистов премьера Арсения Яценюка, в течение 2017—2019 годов макроэкономическая ситуация в стране улучшится: рост будет балансировать между оптимистическим 3,5—4% и пессимистическими 1—3 % ВВП (детальнее — в таблице). Напомним, что по итогам первого квартала 2015 года падение ВВП составило 17,6% (в целом за 2014-й — 6,8%).
Поэтому Кабмин демонстрирует переход на долгосрочное бюджетное планирование, чего не было сделано ни при одном правительстве (!). Итак. Можно считать, что первые шаги для этого сделаны. Однако удастся ли замысел — пока рано говорить, ведь война на востоке не перестает влиять на ситуацию в стране. Интереснее выглядят экономические оценки правительства на 2016 год. С одной стороны, Кабмин понимает, что предыдущая практика «жить по завышенным экономическим прогнозам» и «надувать» на бумаге бюджет за счет поступлений от инфляции уже исчерпала себя. С другой стороны, чрезмерный негатив сегодня не нужен, особенно когда на международной арене идут переговоры с кредиторами. Поэтому правительство демонстрирует всем «наблюдателям» осторожный экономический оптимизм.
Какой из двух представленных правительством сценариев «выстрелит»? Мнения экспертов разошлись.
Реалистичнее на 2016 год выглядит пессимистический сценарий, говорит «Дню» экономист Андрей Блинов. Даже если учесть эффект низкой сравнительной базы предыдущего года, то, по его словам, экономический рост ожидается ближе к нулю. «Украинская экономика никогда не росла при условии плохой внешней конъюнктуры сырьевых рынков. Сейчас мировой нефтяной рынок падает. Но это только «голова кометы». Есть еще и «хвост». На рынке металлов, химии, зерновых и пищевых продуктов наблюдается сейчас спад! Для Украины это одновременно риск и вызов, который оборачивается задержкой в экономическом росте. Поэтому надеяться на позитивное влияние извне не стоит: наши экспортеры в следующем году вряд ли заработают сколько валюты, чтобы перекрыть отток инвестиций из страны», — объясняет он.
С другой стороны, продолжает Блинов, внутренние экономические резервы сдерживает программа с МВФ. Для Фонда важно, чтобы госбюджет мог возвращать долги. «Поэтому он в своей программе прописывает требования жесткого содержания инфляции, ограниченное кредитование экономики. Это значит, что НБУ и правительство на практике не могут развернуть программу поддержки внутреннего рынка и социальных стандартов. Единственные варианты оживить экономику — приватизация», — называет он вторую причину сдерживания экономического развития.
Упадет или удержится экономика — зависит от финальных показателей 2015 года, — говорит «Дню» главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Он напомнил, что во втором квартале этого года произошло мощное падение объемов кредитования банковским сектором бизнеса. «За первое полугодие 2015 года объемы кредитования в валюте сократились на 46%, а это бьет в первую очередь по поддержке экспорта...», — детализирует он неблагоприятные экономические реалии сегодняшнего дня. Конечно, добавляет эксперт, можно рассматривать потенциальный приток инвестиции к концу 2015 года и ожидать, что в страну придут инвесторы с деньгами, которые компенсируют нехватку кредитов. «Но я бы не рассчитывал на это, пока будет действовать правительственный мораторий на запрет погашения внешних долгов кредиторам. Пока видим обратную тенденцию: европейские банки первого эшелона уходят с Украины. Этот негативный сигнал свидетельствует о том, что возобновить такое финансирование будет очень трудно. К тому же на фоне 60%-й годовой инфляции отток гривневых депозитов выглядит катастрофически. Поэтому я бы не спешил с обнадеживающими прогнозами, что у нас будет рост. Думаю, что экономические события 2016 года будут развиваться по пессимистическому сценарию», — считает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг». Хотя, добавляет он, экономическое возрождение возможно, если экономика исчерпает свой потенциал падения в этом году, снизившись на 12—13%.
Фактором оптимизма для правительства, по мнению Шапрана, будет изменение политики «сдерживания экономики». «Сейчас из-за рекомендаций МВФ в сфере государственных финансов, в том числе на Едином казначейском счету накопилась солидная сумма — 33 миллиарда гривен. Возник парадокс — деньги в госсекторе есть, но они лежат и не работают, банки не кредитуют, экономика падает. В этом случае более рационально было бы увеличивать государственные расходы: запускать инфраструктурные проекты, повышать зарплаты и пенсии, чтобы люди тратили их в поддержку внутреннего рынка и деньги оживляли экономику», — объясняет он. Вполне понятно, добавляет Шапран, что правительство и НБУ боятся давления дополнительной гривневой массы на валютный курс. Но в таком случае, уверен он, нужно вести диалог с МВФ и убеждать Фонд разрешить использовать кредитные ресурсы для валютных интервенций. «Пока мы видим сценарий содержания экономики в разумных пределах падения», — подчеркнул Шапран.
Другую точку зрения на прогнозы правительства имеет председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Он убежден: что бы ни написал Кабмин сегодня — это все равно будет гадание на кофейной гуще, ведь у него нет долгосрочной экономической стратегии. «Вместе с этой «четырехлетней» должна быть программа развития с указанием инвестиционных проектов в конкретных секторах экономики. Причем с росписью участия государства и бизнеса», — говорит он в комментарии «Дню».
Развитие экономики в 2016 году, по мнению Новака, будет зависеть от двух факторов. «Первый и самый главный — военно-политическая ситуация в стране. Именно от этого будет зависеть сумма государственных средств на оборону и военные потребности, какая территория будет контролироваться властью, какие экономические объекты будут работать и создавать дополнительный ВВП, каким будет курс гривни и в целом ситуация в банковской системе (отток и приток вкладов, расширение кредитования реального сектора) и тому подобное», — объясняет он.
Второй фактор, по мнению председателя Комитета экономистов Украины, — инвестиционные условия, которые напрямую зависят от экономических реформ. «Будут ли реальные реформы, покажет проект бюджета на 2016 год. Когда КМУ подаст его в раду (ожидается 15 сентября), тогда убедимся, какой же на самом деле экономический сценарий рассматривает сам Кабмин», — отмечает Новак. По его мнению, у правительства еще осталось время, чтобы поставить на «новые» рельсы отечественную экономику. «Ключевой для позитивного сценария развития будет децентрализация, в первую очередь налоговая. Если в бюджете ограничатся только перечерчиванием гарниц громад, то ничего не удастся изменить», — объясняет экономист. Еще одна реформа — уменьшение (не перегруппировка) количества налогов. «Если этих изменений не будет, то экономическая ситуация останется на уровне 2015 года: будет наблюдаться дальнейшее падение ВВП», — объяснил он.