Энергоэффективные лампы во время кризиса могут помочь украинцам сэкономить на энергоресурсах, но для этого необходимо потратиться на сами лампы, которые в несколько раз дороже обычных ламп накаливания. Что же выбирают украинцы в сложные экономические времена?
Приходилось ли вам в холодную пору года заходить в магазин, где было просто нестерпимо жарко? Специалисты по светотехнике утверждают, что это не из-за того, что помещение хорошо отапливается. Такое огромное количество тепла дают старые и неэффективные системы освещения, особенно, если это магазины с ярко освещенными полками (например, парфюмерные и ювелирные). Старые технологии в отрасли освещения не только не экономят энергоресурсы, но и нагревают помещение, на охлаждение которого при помощи кондиционеров (кстати, также совсем неэкономные приборы), расходуется еще больше электроэнергии.
Вместе с тем, статистика свидетельствует, что 1/5 всей электроэнергии идет на освещение. И только 5% из этой пятой части расходуется на получение света, а остаток 95% — на тепло, которое дают неэффективные системы освещения. «Если бы все системы освещения в мире перешли на энергосберегающие технологии, то это помогло бы сэкономить 106 миллиардов евро, 550 миллионов тонн выбросов СО2 1 500 миллионов бочек нефти в год», — говорит «Дню» директор компании по производству светотехники Маартен Дюрвиль.
То на чем во время кризиса будут экономить украинцы: на ресурсах или на энергоэффективных технологиях?
— Если человек подсчитает, как много он расходует на электроэнергию, то он начнет задумываться об энергосберегающих технологиях, — рассказывает «Дню» специалист отдела светотехники компании «Филипс» Мачей Кроль. Но, по его словам, экономная лампа дороже обычной, то есть переход на эффективные технологии нуждается в инвестициях — купить более дорогую лампу, а потом вернуть себе эти деньги за счет сэкономленного электричества. «Но у кого нет совсем свободных средств, которые можно было бы израсходовать на этот стартовый вклад в лампочки, к сожалению, ему придется немало платить за ресурсы», — замечает Мачей Кроль.
Однако, несмотря на кризис, этот импортер энергоэффективных ламп не жалуется на уменьшение спроса на компактные люминесцентные лампы. «Однозначно, появляется все больше и больше людей, которые отдают преимущество энергосберегающим лампам», — говорит Кроль. По его словам, если проанализировать рост продажи по категориям продуктов, то именно категория экономных лампочек показывает наиболее динамичный рост.
Наблюдения за движением продаж источников света вполне однозначно свидетельствуют о значительном преимуществе сегодня (приблизительно 5 к 1) энергосберегающих ламп над лампами накаливания в количестве проданных единиц этого товара. Об этом «Дню» рассказал руководитель инженерной службы ООО «Електрум» Виктор Пидипрыгора. Интересно, что более популярными являются люминесцентные лампы мощностью 13—20 Вт, чем аналогичные по яркости, широко употребляемые в быту 60—100-ватные лампы накаливания.
— Если учесть совпадение во времени между всплеском продаж энергоэффективных ламп и экономическим кризисом, то можно смело утверждать, что наши граждане пытаются экономить преимущественно за счет уменьшения своих расходов на электроэнергию, а не за счет более низкой стоимости электроламп.
Хотя такое положение вещей, объясняет эксперт, может иметь и другие объяснения. Например, воздействие на сознание людей мощной рекламы экономных люминесцентных ламп, существенное улучшение их качества, наконец, соображения удобства в пользовании (реже приходится менять лампы на новые). «Но, вне всяких сомнений, экономический кризис многих из нас натолкнул на мысль, что уже пора выбросить неэффективные лампы накаливания и применить вместо них новые энергосберегающие лампы», — подводит итог Пидипрыгора.
— Цены для конечного потребителя в торговых точках поднялись, поэтому сейчас наблюдается своего рода затишье — когда цены поднимаются, то покупатели применяют тактику выжидания, — в свою очередь рассказывает «Дню» коммерческий директор ООО «Газотрон-люкс» Георгий Тихонов. — Должен пройти момент привыкания.
Представитель этого отечественного производителя не очень оптимистичен в прогнозах относительно продажи лампочек. «Можно смело отметить, что в связи с кризисом и ростом цен на конечную продукцию, объем реализации упал», — отмечает Тихонов. По его мнению, в ближайшем будущем они точно не вырастут — или немного упадут, или же останутся на предыдущем уровне...