В непроизводственный режим переведены доменные печи на металлургическом комбинате «Азовсталь», комбинате им. Дзержинского, Алчевском меткомбинате, «Криворожстали», «Запорожстали» и металлургическом заводе им. Петровского.
В августе-сентябре более чем в два раза сократились поставки импортного коксующегося угля. В условиях падения рубля и гривни торговцы считают целесообразным держать деньги в долларах или, в лучшем случае, в угле, поскольку его хранить удобнее, чем кокс. Кроме того, как известно, металлургические предприятия крайне стеснены в средствах, а оплата импортного кокса предусматривает комбинированную схему — оплату деньгами и готовой продукцией.
В равной степени сократились и поставки украинского коксующегося угля, однако по другой причине — создаются запасы для тепловых электростанций, куда вместе с энергетическим углем направляется и коксующийся.
Падение производства кокса вынудило металлургические комбинаты сокращать заявки на железорудный концентрат, но горно-обогатительные комбинаты не выполняют плановых поставок.
Кризис на сырьевом рынке металлургической продукции отдельные специалисты объясняют переделом рынков, подтверждением чему может служить факт: в течение года произошла смена директоров крупнейших горно-обогатительных комбинатов — Северного, Южного, Центрального и Ингулецкого.
Следствием дефицита сырья стало резкое падение производства чугуна — дешевой низкотехнологичной продукции. Именно чугун с такой же нехитрой заготовкой, а вовсе не, скажем, высокотехнологичный, но и дорогой холоднокатаный лист, до сих пор приносил стране валюту.
«Это вранье, — резко не согласен заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко, но тут же признает: — Мы поставляем разную продукцию — и низкотехнологичную, и высокотехнологичную. Поставляем то, что покупают. Что не покупают — мы не поставляем».
В том-то и дело, как известно, чтобы найти в мире покупателя на сортовой прокат, нужны качество повыше нашего, сертификация и конкурентоспособная цена. При аналогичном качестве дешевой продукции по цене мы уже и так не можем конкурировать с россиянами — их металл, благодаря обесценившемуся рублю и низким внутренним ценам на энергоносители, на 10—15% дешевле украинского. Короче, нашу металлопродукцию вовсе перестали покупать.
На двух мариупольских металлургических комбинатах проведено сокращение фондов заработной платы — на 10% на комбинате им. Ильича и 20% — на «Азовстали». Работники отправлены в вынужденные отпуска. Со дня на день подобное может произойти на «Запорожстали».