Несмотря на поистине титаническую работу по очищению банковской системы Украины от проблематичных и вообще подозрительных учреждений, проделанную Национальным банком, риски для финансовой системы страны, по-видимому, остаются. В понедельник стало известно, что Печерский районный суд утвердил четыре постановления, которыми предусматривается арест ряда счетов в кипрском филиале крупнейшего в Украине «ПриватБанка» (Днипро). В соответствующем расследовании он обвиняется в завладении кредитами рефинансирования Нацбанка на 19 миллиардов гривен.
Как известно из сообщений НБУ, «ПриватБанк» по размеру общих активов (276,55 миллиарда гривень — это примерно полбюджета страны) является крупнейшим среди украинских коммерческих (негосударственных) банков. Его мажоритарными акционерами являются Геннадий Боголюбов (прямое участие — 33,2525%, опосредованное — 8,3346%) и экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский (прямое участие — 41,6572%, опосредованное — 8,3346%). Если учесть, что последний не только бизнесмен из первой украинской пятерки, но и политик, имеющий своих людей в парламенте, а также обширные международные связи, то можно предположить, что дело тут не только в $19 миллиардах...
На веб-сайте Единого государственного реестра судебных решений размещен текст постановлений, на основании которых главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Украины проводится досудебное расследование в уголовном производстве (внесено в реестр досудебных расследований 13 ноября 2014 года) по факту завладения должностными лицами «ПриватБанка» государственными средствами НБУ. В ходе досудебного расследования, указывается в названных документах, установлено, что должностные лица ПАО «КБ «ПриватБанк» «путем злоупотребления своим служебным положением в течение 2014 года предприняли завладение чужим имуществом, а именно государственными средствами НБУ в сумме более 19 млрд грн, выделенными на рефинансирование ПАО «КБ «ПриватБанк».
Должностные лица «ПриватБанка» обвиняются в том, что выдали кредиты в суммах от $18 миллионов н до $73 миллионов 42 подконтрольным предприятиям под залог имущественных прав на товар. После этого данные компании заключили сделки (осуществив 100% предоплату) с целью получения товаров, перечислив указанные денежные средства на счета нерезидентов: Teamtrend Limited, Trade Point Agro Limited, Collyer Limited, Rossyan Investing Corp, ZAO Ukrtransitservice Ltd, Milbert Ventures Inc. В Генпрокуратуре считают, что поставка товаров до сих пор не состоялась и денежные средства до настоящего времени не возвращены. Арест наложен на расчетный счет, открытый для компаний из Великобритании Trade Point Agro Limited, Milbert Ventures Inc., Rossyan Investing Corp, ZAO Ukrtransitservice Ltd. Напомним, летом прошлого года «ПриватБанк» сообщил, что сотрудничает со следствием в рамках уголовного производства по обвинению ряда служебных лиц банка в завладении средствами рефинансирования НБУ в размере более 19 миллиардов гривен.
«ПриватБанк» считает беспочвенными все эти обвинения, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу банка. «Информация (даже о самой возможности «вывода» куда-либо рефинансирования НБУ) не соответствует действительности. Подозрения, что банк использовал средства от рефинансирования на какие-либо операции помимо возврата вкладов, — беспочвенны. Согласно требованиям НБУ, вышеуказанные ресурсы были использованы только для покрытия оттоков средств физических лиц», — сообщили в пресс-службе. Ее работники пояснили, что в результате политического кризиса и военных действий на востоке Украины в 2014 году ликвидная позиция банка ухудшилась, в результате чего возник значительный дефицит средств на коррсчете, связанный со снижением объемов средств на счетах физических и юридических лиц.
Как отметил представитель пресс-службы, с начала 2014 года отток депозитов физических лиц составил 64,4 миллиарда гривен, из которых за счет средств банка покрыто 38,5 миллиарда. «По опубликованным НБУ данным, рефинансированием были оплачены только 0,38 гривен с каждой гривни вкладов, которые были сняты. Таким образом, «выводить» банку попросту было нечего», — подчеркнули в пресс-службе. В банке также уточнили, что «ПриватБанк» собственными средствами закрыл 62% оттока средств физических лиц за счет погашения кредитного портфеля (35,6 миллиарда гривень) и сворачивания операций на межбанковском рынке. При этом средневзвешенная процентная ставка по кредитам рефинансирования НБУ составляла 22,1%, что превышало средневзвешенные процентные ставки по депозитам физических лиц.
Похоже, далеко не все государственные органы готовы спокойно наблюдать за попытками разрушить крупнейший коммерческий банк страны. Даже человеку с минимальным финансовым образованием понятно, к каким последствиям это может привести... Не случайно вчера в сети Facebook вчера появилось заявление первого заместителя министра экономического развития и торговли Юлии Ковалив, которое может быть расценено не иначе, как слегка завуалированная поддержка попавшего в сложное положение финансового учреждения.
Речь идет об ограничении государственных предприятий в выборе банков для обслуживания (постановление Кабмина от 20 января этого года). Этим документом всем государственным и коммунальным предприятиям и учреждениям практически было предписано перевести свои счета исключительно в государственные банки — резко ужесточались критерии отбора банков для выплаты через них зарплат бюджетникам, а также пенсий и государственной социальной помощи. Согласно документу, банки с долей государства свыше 75% («Ощадбанк», «Укрэксимбанк» и «Укргазбанк») назначены уполномоченными государства на постоянной основе. Это решение банкиры подвергли резкой критике за создание преференций госбанкам. А больше всех (из коммерческих банков) при этом пострадал, конечно, «ПриватБанк».
«Ни в коем случае нельзя ограничивать выбор только госбанками, поскольку это противоречит как программе МВФ, так и стратегии реформирования самых госбанков», — заявила Ковалив. По ее словам, Министерство экономического развития и торговли уже разработало для своих предприятий критерии, позволяющие избежать их потерь от банкротств банков: на сегодняшний день контролируется их внедрение. Какое ключевое слово в последнем предложении? Похоже, именно банкротство. Так что между строк в заявлении Ковалив можно читать: на самом деле государство не должно быть заинтересовано в банкротстве «ПриватБанка». Неужели в Генпрокуратуре и в Печерском суде другого мнения?