Государственные финансы — это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут.
американский предприниматель
НБУ выступил против концентрации средств центрального и местного бюджетов на едином казначейском счете. Председатель Нацбанка Сергей Тигипко назвал это решение правительства ошибкой. На его взгляд, выведение огромных сумм из банковской системы создало дополнительные угрозы для ее стабильности. НБУ опасается, что, если правительство будет сначала концентрировать большие суммы на счете Госказначейства, а затем резко вливать их в экономику, это может привести к дисбалансу на рынке. Причем раз в квартал, когда предприятия увеличивают налоговые платежи, а банки как раз испытывают повышенную потребность в средствах для выполнения резервных требований, эти риски становятся неконтролируемыми. Сергей Тигипко считает, что бюджетные средства целесообразнее хранить в лучших банках страны, которые должны определяться тендером.
Собственно, подобный механизм в Украине и действовал долгое время. Но скандалы, связанные с бюджетными махинациями в ряде местных администраций и министерств склонили правительство к формированию единого казначейского счета. Ярым приверженцем идеи концентрации бюджетных средств является первый вице- премьер Николай Азаров. На его взгляд, повышение контроля над использованием государственных финансов уже привело к росту бюджетной дисциплины на местах. Проще говоря, в казне стало меньше дыр. Деньги распределяются строго по формулам и пропорциям, утверждаемым Министерством финансов. Возглавляет его сам Николай Азаров, что во многом и объясняет его позицию в разворачивающейся дискуссии. Отметим, что первый вице-премьер в прошлом году выступил за подчинение Госказначейства непосредственно Минфину, но эта идея не пришлась по душе Президенту.
То, что система Госказначейства в нынешнем виде может приносить не только пользу, но и вред, Украина сполна почувствовала в ноябре прошлого года. Тогда процесс перевода бюджетных средств на единый счет был как раз активизирован, и в итоге в распоряжении правительства оказалось около 7 миллиардов гривен, которые, грубо говоря, было некуда девать. Срок их использования еще не наступил, и деньги просто лежали мертвым грузом. Выведение столь большой суммы из денежного оборота тут же создало дефицит средств на кредитном рынке. А когда коммерческие банки традиционно к концу квартала вышли на рынок для формирования резервов, оказалось, что денег на нем катастрофически не хватает. Тут же ставки по краткосрочным кредитам взлетели до 40% годовых, а в отдельные эпизоды на рынке появлялись предложения с ценой 100% годовых. НБУ за несколько дней смог влить в экономику необходимый объем финансов и стабилизировал ситуацию. Но риск повторения подобных кризисов возникает на рынке к концу каждого квартала. Очевидно, не случайно глава Нацбанка выступил с заявлением об ошибочности концентрации бюджетных средств на едином казначейском счете именно сейчас. Ведь март является последним месяцем первого квартала.
По итогам ноябрьского кризиса премьер-министр Виктор Янукович поручил Николаю Азарову подготовить предложения по совершенствованию нынешней казначейской системы. С тех пор прошло три месяца, и пока Минфин не разродился какими-либо идеями на этот счет. Но теперь, когда свое недовольство нынешним механизмом публично высказало руководство Нацбанка, Николаю Азарову вряд ли удастся отсидеться в окопах. Ситуация требует переговоров НБС и Минфина и выработки компромисса, который бы учел позитив от концентрации средств бюджета в казначействе и ликвидировал негатив, связанный с замораживанием бюджетных излишков. Не исключено, что таким компромиссом станет разрешение Госказначейству выходить на кредитный рынок в качестве самостоятельного субъекта, причем в качестве и заемщика, и кредитора — в зависимости от уровня выполнения бюджета. Такой механизм широко используется в мире. Нужно отметить, что в случае реализации этого сценария политический вес кресла главы Госказначейства станет намного большим, и очевидно, борьба за подчинение этого ведомства резко обострится.