Совет Евросоюза еще 31 июля утвердил и ввел в действие новые ограничительные меры в области торговли и инвестиций в Крыму и Севастополе. Они предусматривают запрет на новые инвестиции в Крым и Севастополь, в инфраструктуру, транспорт, телекоммуникации, энергетический сектор, в добычу нефти, газа и минеральных ископаемых. Запрещено также поставлять ключевое оборудование для этих отраслей и предоставлять страховые услуги. К постановлению прилагается перечень минеральных ресурсов, подпадающих под запрет. В нем более 200 наименований. Таким образом, Совет ЕС поддержал Украину, считающую захват Крыма Россией прямой агрессией и настаивающую на освобождении своей территории (правда, пока что больше на словах).
Чем вызвано это утверждение? 14 июля, ровно через две недели после принятия названного постановления ЕС, Верховная Рада Украины принимает во втором чтении законопроект «О создании свободной экономической зоны Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Еще после первого чтения в Раде этот законопроект вызвал резкую критику. Тем не менее, после двух вторых чтений его с косметическими правками все же проголосовали. И сейчас на парламентском сайте этот документ расположен под рубрикой «готовится к подписанию».
Между тем в экспертном сообществе его без обиняков называют «предательским» и требуют, чтобы Президент Украины наложил на него свое вето, поскольку «свободная экономическая зона на Крымском полуострове — это признание аннексии, оправдание коллаборационизма и дискриминации украинских граждан». «Этот законопроект, — отмечает глава наблюдательного совета общественной организации «Майдан иностранных дел», глава правления «Крымского экспертного центра» Андрей Клименко, — взорвал нам, как пишут в Интернете, головной мозг. Потому что свободная экономическая зона и оккупированная территория, в принципе, не стыкуются. СЭЗ во всем мире трактуется как территория свободного бизнеса, свободная для инвестиций, где с целью привлечения иностранных инвестиций упрощаются многие нормы действующего законодательства» (см. выше постановление Совета ЕС, запрещающее инвестиции в Крым).
Клименко настаивает на том, что «господа, которые лоббировали этот документ, причем так, как это принято в украинском парламенте в последние годы, руководствовались формулой: оккупация — сама по себе, а бизнес — как обычно». «Они исходили из того, что в Крыму находится очень много активов, принадлежащих крупным системным бизнес-структурам, — продолжает эксперт, — Так, у СКМ есть терминал «Авлиты» в Севастополе, зерновой, угольный и по перевалке металла, через который сейчас осуществляется запрещенный всеми цивилизованными странами нелегальный экспорт крымского зерна в Северный Кипр. Там находятся и структуры химического холдинга Дмитрия Фирташа, а также множество супермаркетов крупных торговых сетей, большие активы семьи Януковича». «У пацанов возникла потребность, — извиняется за такую лексику Клименко, — найти рамку или форму для того, чтобы этот бизнес мог функционировать, как и прежде, несмотря на аннексию и все санкции».
Эксперт также подчеркнул, что в Крыму находится Севастопольский морской завод. «Не секрет, что он принадлежал или до сих пор принадлежит Президенту Украины Петру Порошенко (во всяком случае, сегодня нет информации о том, что его намерение продать бизнес было осуществлено)», — рассказывает Клименко. «И его (Президента) этим шантажируют, — продолжает он. — Там также находятся структуры «Мироновского хлебопродукта» первого заместителя главы Администрации Президента господина Косюка; структуры известного политика, народного депутата и общественного деятеля господина Жвании; главы очень крупного украинского агрохолдинга господина Бахматюка».
Авторы законопроекта (народные депутаты Терехин, Ляпина и Немилостивый), по словам Клименко, «даже не покраснев, говорят о таможенной границе, создании таможенных постов, импорте и экспорте с территории Крыма на территорию континентальной Украины, об экспорте продукции крымского производства за пределы Украины и экспорте из Украины на территорию оккупированного Крыма». «Это все означает, — делает вывод Клименко, — что авторы законопроекта фактически признают де-факто и де-юре аннексию Крыма, что его территория не является территорией Украины».
«Цинизм авторов законопроекта не имеет границ», — утверждает эксперт. — Единственное разумное разрешение этой ситуации — не поправки, а вето Президента». Клименко уверен, что для урегулирования всех вопросов, возникающих у бизнеса в связи с аннексией Крыма, может использоваться только закон об оккупированных территориях. А в тех многочисленных случаях, где не может сразу появиться разумное и законное решение, какой-то действенный рецепт, следует каждую ситуацию отдельно осмысливать и вносить соответствующие дополнения и изменения в этот закон.
Генеральный консул Украины в Стамбуле и по совместительству представитель Украины при Организации Черноморского экономического сотрудничества (2010 — 2013) Богдан Яременко считает, что украинское правительство должно помогать своему бизнесу, особенно малому и среднему. «Мы должны создать для наших граждан, в том числе для предпринимателей, которые хотят перенести свой бизнес в Украину, условия для того, чтобы переход был как можно более безболезненным, — говорит он. — Мы должны если не поощрять, то хотя бы создать простую и эффективную систему, которая позволит гражданам быстро приспособиться к новым условиям на материковой Украине».
Он уверен, что «РФ не имеет никаких намерений развивать оккупированный Крым как зону предпринимательства и бизнеса». «Уже сейчас понятно, что для России Крым, кроме геополитической и пиар-ценности, не имеет никакого значения. Он может быть важен как военная база и будет развиваться как военная база, и какие-то возможности смогут получить те фирмы, которые будут работать с военными. Кроме того, Крым может иметь перспективу как большой регион, в котором после того, как возможности Сочи будут исчерпаны, будут развиваться проекты, через которые будут отмываться деньги для правящей российской элиты. Это — интересы большого бизнеса, и он не облегчит жизнь местному малому и среднему бизнесу», — считает эксперт.
«День» спросил у Клименко о перспективах создания в Крыму игорной зоны. «Это очередной бред, — сказал эксперт, — из четырех игорных зон, существующих уже более десяти лет в России, практически ни одна не работает. Теперь они решили сделать ее в Крыму. Это из серии, чтобы хоть что-то говорить. На самом деле игорная зона — очень сложное образование, в которое казино занимает мизерную часть. Это и элитный спорт, выставки, международные конференции, конгрессы. Возьмем Лас-Вегас или Монте-Карло — там не одни казино. Уверен: это очередной фейк, который подсовывается, чтобы создать видимость, что в Кремле о чем-то думают»...