Сложно, со шквалом критики, но почти единогласно депутаты вчера таки проголосовали поданные Кабмином в парламент четыре законопроекта, необходимые для реструктуризации внешних долгов. Напомним, что главная критика поданного механизма реструктуризации касалась обязательного выпуска Украиной новых долговых инструментов, которые нужно выплачивать в течение 20 лет (с 2021-го по 2040 год) при условии, что ВВП превышает $125 миллиардов, а темпы экономического роста — выше 3% годовых. По расчетам министра финансов Украины Наталии Яресько, в случае 6% годового роста ВВП возможная сумма выплат по этим бумагам за 20 лет будет составлять около $50 миллиардов при общем ВВП $1 триллион. «Если украинская экономика в течение следующих 25 лет будет расти на уровне 4%, это значит для страны, что ВВП будет равен Швейцарии. Это значит, что средняя зарплата в Украине будет составлять $1960 на одного гражданина. Я хочу заплатить кредиторам часть прибыли Украины, если в ней будет самая успешная экономика в мире», — резюмировал с трибуны премьер Арсений Яценюк.
На такие аргументы депутаты отреагировали критически. Впрочем, даже невооруженным глазом было видно, что проведенные накануне консультации парламентских фракций с Президентом и руководством Минфина дали свой результат. Как следствие, самые большие критики такой инициативы в итоге одобрили предложенную Яресько модель.
Так, председатель «Радикальной партии» Олег Ляшко утром говорил на языке цифр и «максимум», на который он исподобился в парламентском зале, — «соглашение могло бы быть лучшим», «мы вам говорили о реструктуризации еще в начале подписания коалиционного соглашения». «Мы требуем продолжать переговоры с кредиторами и требуем пересмотра условий, которые получили, чтобы они были в интересах украинского государства и экономики», — напоследок заявил Ляшко. Впрочем, дальше слов его критика не зашла, и радикалы все как один проголосовали «за».
«Если сегодня не подтвердим это, то завтра будет дефолт и полное разрушение финансовой системы страны... Нам со слезами придется проголосовать за этот позор и сразу увольнять правительство, а новое должно немедленно пересмотреть все эти соглашения», — озвучила позицию фракции лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко. Но, как и в случае с радикалами, безумная критика не помешала, и все ее однопартийцы (включая и Юлию Тимошенко) отдали голос за этот вариант.
«Наверное, это не последняя реструктуризация. Но я знаю точно, что если она не будет проведена сейчас, то будущее Украины и финансовой системы не просто под угрозой, это финансовый коллапс, которого мы не можем допустить», — приводил последний аргумент перед голосованием Яценюк.
После этого трибунная риторика исчезла, и все депутаты нажали зеленые кнопки. В итоге четырем законопроектам «да» сказали 308 депутатов плюс-минус один-два голоса. Против выступило только несколько человек: народный депутат от БПП, бывший министр финансов Виктор Пинзеник, внефракционный Сергей Каплин, бывший глава Донецкой облгосадминистрации Сергей Тарута и еще несколько внефракционных депутатов.
«Никакого списания долгов нет. Украина их оформляет новыми долговыми обязательствами, которые должна будет выплачивать в течение 20 лет... В зависимости от темпов роста сумма вырастает критическими темпами и в случае быстрого роста в разы превышает «списанную» сумму. Говорят, что так быстро украинская экономика не будет расти. Эта точка зрения имеет право на существование, но кто может спрогнозировать на 25 лет вперед? Мы не можем сказать, что будет через два-три года», — объяснил Пинзеник свой поступок.
Как удалось достичь такого беспрецедентного единения в условии фактически разрозненной коалиции? Как объяснили «Дню» собеседники в разных политических лагерях, каждой фракции буквально на пальцах показали расчеты последующего состояния украинской экономики (курс, инфляция, падение ВВП), если голосование провалят. Не забыли вспомнить и о факторе России. «То есть фактически поставили перед фактом. Вообще-то это ужас: дотянули до последнего, потом показали на горизонте дефолт и не оставили времени на то, чтобы переиграть состав Кабмина, который бы смог выторговать у кредиторов другой вариант реструктуризации долгов», — возмущается в разговоре с «Днем» один из депутатов БПП.
О том, что боятся публично говорить депутаты большинства, «Дню» публично рассказал Сергей Тарута. «Правительство очень плохо провело реструктуризацию и взяло на себя долговые обязательства еще большие, чем были до того... Украина за списание $ 3,6 миллиарда будет платить $40-50 миллиардов, то есть в 10 раз больше! Примеры реструктуризации в других странах подтверждают, что достижения нашего КМУ не успешны», — говорит он. По мнению Таруты, хорошо, что есть четыре года передышки для экономики, но критически плохо, что в соглашении с кредиторами не выставили «потолок» по новым выплатам по дополнительным ценным бумагам. Еще одно замечание — рост кредитной ставки за обслуживание уже существующих долгов. «Ставка 7,75% годовых — это позор для Украины и тех, кто вел переговоры. Можно было добиться лучших условий», — считает он. По мнению Таруты, парламентариям нужно было принимать соглашение в части списания, а в части выпуска новых бумаг не согласовывать и отправлять правительство на дополнительные переговоры. «Если бы не проголосовали, то дефолта не было бы, так как дальше с кредиторами продолжали бы переговоры, а политическая поддержка Запада сыграла бы ключевую роль в достижении максимально позитивного решения в пользу Украины», — считает он.
Зато еще один депутат (БПП), заместитель председателя парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак объяснил «Дню», что все «пугливые» аргументы коллег — преувеличение. «Любые выплаты будут проводиться из дополнительного дохода, а не убытков, объясняет он. Поэтому отсрочка, которая дается экономике и в итоге принесет рост, говорит он, это значительно лучше, чем дефолт. Демчак объяснил, что им накануне проводились расчеты возможных потерь через выпуск этих долговых инструментов, и никаких катастрофических последствий он не увидел. «Есть такое экономическое понятие, как «сведенная чистая текущая стоимость». Оно показывает, сколько стоят сегодня средства, которые мы оплатим в будущем. Если будет 6% годовых ВВП (так было в 2004-м, 2005-м, 2007 годах), то должны были выплатить кредиторам $52 миллиарда до 2040 года. Страшно выглядит статистика на первый взгляд. Но сведенная чистая текущая стоимость этих средств — $9,6 миллиарда. Если на 5% вырастет, то нужно $33 миллиарда, но сведенная чистая текущая стоимость — $6 миллиардов. При росте 4% (что более-менее реалистично) живыми деньгами — около $9 миллиардов, а фактически это будет стоить $1,5 миллиарда», — объяснил он. По словам депутата, при расчете этой сведенной чистой текущей стоимости во внимание берется ежегодная девальвация доллара, которая составляет в год почти 4%. Но нужно обратить внимание еще на один момент, говорит он, что по пессимистическим прогнозам выплаты начнутся через четыре года, а по оптимистичным — не раньше десяти. «Поэтому в сумме это облегчение для экономики», — считает он.
Что же мы имеем в итоге? Экономика получила отдых... на четыре года. Но цена этого — вопрос дискуссионный. Реально оценить плюсы и минусы проголосованной депутатами реструктуризации можно не раньше, чем через несколько лет. Поэтому вполне очевидно, что выгоду (как экономическую, так и политическую) от этого пока получит правительство. Но удержится ли на своих местах команда, которая провела эту операцию? Не факт. Теперь очень активно в парламенте обсуждают кадровые ротации в Кабмине. Пока что они точечные. Но что будет дальше? Никто не может гарантировать. Тем более что, как сообщили «Дню» на правах анонимности сразу несколько представителей общественных, профсоюзных и бизнес-ассоциаций, на начало октября запланирован большой бизнес-форум, где общественность предложит правительству два варианта последующего развития событий: либо действительно проведение экономических реформ, либо нынешний КМУ — в отставку и на его место техническое правительство, представителей в составе которого будет делегировать эта общественность. Если ни один из вариантов не будет поддержан, то организаторы форума даже не исключают вариант сначала однодневной всеукраинской забастовки.