Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деньги с неба. Каждому...

Псевдоэкономисты рвутся к власти
1 марта, 2006 - 19:55
ФОТО АВТОРА

В Крыму новая мода: партии популяризируют свои проекты, которые якобы позволят едва ли не озолотить каждого жителя Крыма. Правда, по словам разработчиков, реализовать эти прожекты можно будет только в случае их избрания в парламент с правомочиями большинства. Об этих «бешеных» посулах «День» беседует с генеральным директором Крымского научно-производственного объединения «Элита», заслуженным экономистом и заслуженным работником сельского хозяйства, народным депутатом Владимиром ШКЛЯРОМ.

— Как вы относитесь к этим идеям, которые сегодня эксплуатируют сразу несколько политических сил (не станем их называть, поскольку не хотим ни рекламы, ни антирекламы)?

— Добиваться роста благосостояния народа — это естественное стремление каждой политической силы, особенно перед выборами. Но благосостояния таким путем достичь нельзя. Пустые, то есть не заработанные деньги, ничего кроме инфляции не дают. А в предвыборный период такие обещания еще граничат с попыткой подкупа избирателей, что, понятно, запрещено законом. И кроме того, это — элементарный обман. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня псевдоэкономисты заполонили Крым и обещают людям манну небесную...

— Одна из партий предлагает добывать из крымской земли — в основном имеется в виду курорт и шельф, а также и земли сельскохозяйственного назначения — какую-то «социальную крымскую ренту», которую обещает перечислять каждому крымчанину. Речь идет не менее чем о 1000 гривнях в год, а возможно, и о десятках тысяч. Эта партия даже издала и презентовала несколько брошюр: «Крым: азбука социальной ренты», «Крым: азбука шельфа» и т. д.

— Конечно, для такой постановки вопроса нет ни правовых, ни экономических предпосылок. Согласно Конституции земля у нас, как, собственно, и в каждой стране, принадлежит всему народу, а не населению какого- то региона, пусть и автономного. То есть крымская земля и весь крымский шельф принадлежат в одинаковой мере как крымчанам, так и жителям всех других областей Украины в такой же мере, как и земля всех других областей страны принадлежит крымчанам. То есть, если бы авторы этой идеи и смогли извлекать из крымской земли (а равно как и из запорожской, львовской, харьковской, севастопольской, киевской и т.д.) какую-то особую «социальную ренту», то делиться она должна отнюдь не только среди крымчан, а на всех граждан Украины.

— Выходит, это просто блеф?

— Безусловно. Сегодня в стране только создается земельный кадастр и пока никто не знает, сколько и каких земель у нас уже приватизировано, а сколько остается в общественной собственности. К тому же неизвестны те методы и формы, при помощи которых можно было бы извлекать некую «социальную ренту». И тем более нельзя определить, сколько гривен может быть добыто таким путем, и сколько получится, если поделить на все население Крыма. Самое главное, о чем молчат авторы идеи, — все это в нашей стране уже есть! Экономисты знают, что весь валовой национальный продукт, производимый народом — это и есть та совокупная социальная рента, которую мы все вместе своим трудом извлекаем из земли. Она идет к людям из бюджета, куда попадает в виде всевозможных налогов. Это делается в соответствии с законами. Например, матери, родившие детей, получают по 8 тысяч гривен помощи за счет общенациональной ренты, которая консолидируется в доходной части бюджета. Конечно, нынешнее состояние бюджетной сферы не может нас удовлетворить, однако его и только его надо совершенствовать. А выдумывать несуществующие экономические категории попросту нельзя. Такая рента, во-первых, экономически не реальна, а во-вторых — незаконна.

— Но авторы этих проектов ссылаются на опыт других стран. В частности, в Кувейте, например, на каждого гражданина открывается персональный счет, куда перечисляются средства от продажи нефти. Выходит, в мире есть такая практика?

— Такие ссылки не подтверждают, а опровергают эту идею. Ведь там это правило распространяется на жителей всех регионов страны, а не только отдельных областей. К тому же речь идет о сверхприбылях. Нам до такого уровня эффективности экономики еще далеко.

— Жителям автономии внушается мысль о том, что они могут быть богаче просто в силу того, что живут в Крыму, а не Одессе, например?

— Экономические упражнения такого рода не так безобидны, как кажется. Ограничив круг владения крымской землей только крымчанами, авторы идеи «социальной ренты» как бы утверждают, что Крым — отдельная страна. То есть мы имеем дело с проявлениями экономического сепаратизма. В рекламе этой партии мы видим как в паспорте ставится штамп «Я — крымчанин». В результате такой документ становится недействительным... Со всеми вытекающими последствиями.

— А вот другая политическая партия пошла похожим, но иным путем. Она выдвинула проект «процентов от реприватизации». Эта идея включена в рекламные материалы. Активисты утверждают, что даже подали соответствующий законопроект в парламент Украины. Суть в том, что приватизация в Украине провозглашается незаконной. Все без исключения собственники предприятий обязаны за них доплачивать на протяжении 15—20 лет. Эти выплаты предлагается аккумулировать в специальном фонде, из которого каждому крымчанину, даже детям, якобы будет выплачиваться по 700—900 гривен (в последнее время планку снизили до 500 гривен) ежемесячно.

— И все же приватизация проведена в массе своей в соответствии с законами, которые тогда существовали, то есть законно, а если и были какие-то отдельные нарушения, то нельзя переносить их на всех нынешних собственников. Да и установить наличие нарушений сейчас — очень трудно, если вообще возможно. Кроме того, предприятия были всенародной собственностью, а не крымской... И как теперь установить ее стоимость? Да и причем здесь, скажем, недавно родившиеся дети? Они то ведь даже и не жили в советское время. Наконец, совершенно непродуманным и несправедливым является предложение о выплате доплаты в рассрочку на 15—20 лет. Ведь собственник будет платить не из своего кармана, а из прибыли предприятия, которую зарабатывает трудовой коллектив. То есть, на самом деле этой «рентой» будет облагаться уже не собственник, а сам народ. И получается, что посулами кормят одних крымчан за счет необходимости усиления эксплуатации других. И главное, можно представить, что будет с ценами, если ежемесячно на рынок только в Крыму будет вбрасываться 1,4 — 1,8 миллиарда гривен (из расчета больше двух миллионов населения). Причем, это будут пустые, не обеспеченные товарным покрытием деньги. В принципе, такой метод напоминает разборки с выплатой фальшивого долга, чем ранее широко пользовались криминальные коммерческие структуры. В цивилизованном обществе, в цивилизованной экономике это не может применяться.

— А как будут действовать на общественное сознание обещания дармовых денег? Зачем учиться, получать профессию, работать, когда можно просто ходить в банк и снимать со счета «социальную ренту» или «проценты от реприватизации»?

— Те партии, которые действительно могут улучшать общество, страну, жизнь народа, занимаются этим постоянно и в рамках закона. А те, кто не в состоянии это делать, подменяют деятельность ее видимостью. Крымские псевдоэкономисты пошли по пути имитации реформ, предлагая людям бесполезные фантазии. Но обман рано или поздно раскроется.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ