Сфера предоставления социальных услуг сегодня фактически полностью является монополией власти. Из-за несовершенного законодательства и неравных условий негосударственные организации, которые во всем мире играют ведущую роль в предоставлении социальных услуг, в Украине не имеют возможности развиваться. Они финансируются за счет благотворительных взносов (как правило, оплаченных самими людьми, которые попали в сложные жизненные обстоятельства) или осуществляют свою деятельность неформально, в тени. Следствием такой политики, с одной стороны, является отсутствие у негосударственных институтов мотивации развивать качественный сервис. Со своей стороны НГО привлекают лучших специалистов, используют новейшие методики. Однако стоимость таких услуг приемлема лишь для очень малого количества потребителей.
В такой ситуации в первую очередь страдает человек. Ведь он или получает, как правило, некачественную услугу от государства, или платит большие деньги на сервис, который, к сожалению, может оказаться некачественным или даже роковым (вспомним пожар в частном заведении для людей преклонных лет).
В Украине предусмотрен механизм доступа негосударственных организаций к сфере предоставления социальных услуг. Это так называемый социальный заказ, который действует с 2013 года. Но воспользоваться таким механизмом практически невозможно из-за сложной процедуры и многочисленных требований.
ТРИ ПУТИ
В целом, учитывая разные модели обеспечения социального заказа, которые прошли апробацию в мире, Украина действительно имеет из чего выбирать самый оптимальный вариант.
Сейчас наше государство сформулировало два подхода. Первый, который действует сегодня (государство распределяет средства на выполнение социального заказа на конкурсных принципах между частными учреждениями, соответствующими установленным законодательством требованиям. Но почти все бюджетное финансирование идет на содержание не частных, а коммунальных заведений, которые обеспечивают предоставление социальных услуг. В этой модели социальный заказ отдан исключительно частному сектору, что дало повод многим теоретикам говорить о рыночном механизме, либерализации и т.п., но, к сожалению, в этой модели действует принцип «крошки со стола».
Исходя из правительственного законопроекта «О социальных услугах» (новая редакция) №4607, нам предлагается другая (вторая) модель. Средства будут делить чиновники между всеми, кто их оказывает (коммунальные заведения типа территориальных центров социального обслуживания, приюты, дома-интернаты). При этом эти средства не будут закрепляться за конкретным потребителем и направляться в то или иное учреждение по желанию такого потребителя. Понятно, что коммунальные заведения гарантированно будут иметь бюджетную поддержку и преимущества перед частными заведениями в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры в этой сфере. Новый закон не делает различий и не дает преференций для форм собственности, все вроде бы равны в праве получения социального заказа. Хотя даже действующий закон о социальных услугах указывает на потребность иметь статус субъектов ведения хозяйства для тех, кто может быть допущен к распределению заказов.
Ввиду вышеизложенного, мы предлагаем рассмотреть третий подход к реализации механизма социального заказа, о котором много говорят, но мало что делается в практическом направлении. Это — принцип «деньги ходят за человеком». За каждым, кто нуждается в социальном обслуживании в зависимости от степени возможности человека выполнять основные жизненные функции, устанавливается размер бюджетного обеспечения. Далее применяется порядок, когда человек или его семья самостоятельно решают, куда должны быть направлены эти средства. То есть деньги, выделенные на социальное обслуживание человека, «ходят» за ним. Если человек находится дома под присмотром семьи, то эти средства перечисляют ему или семье в зависимости от дееспособности. Если человек находится в доме социальной помощи — пансионате, интернате, хосписе, то эти средства перечисляют по требованию лица или его родственников на счета таких заведений и т.п.
«ДЕНЬГИ ХОДЯТ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ»
Для реализации механизма «деньги ходят за человеком» нужно осуществить несколько важных изменений в законодательстве:
1.Обеспечить абсолютное равенство предоставителей услуг — государственных, коммунальных, частных, общественных, религиозных, физических лиц и т.п. Предоставление равных условий для всех организаций, независимо от формы собственности, обеспечит конкуренцию, «борьбу» за клиента, что, как известно, непременно приведет к улучшению качества предоставления социальных услуг человеку.
2.Создать реестры предоставителей социальных услуг, которые будут формироваться в соответствии с определенными критериями деятельности субъектов, предоставляющих социальные услуги. Не нужно конкурсов или тендеров, как это предусмотрено в соответствии с действующим механизмом социального заказа. Поскольку несмотря на многочисленные реформы, есть ли уверенность в том, что эти конкурсы проходят прозрачно и коррупция полностью отсутствует? Человеку или его семье нужно дать право самому выбирать того, кто будет предоставлять услуги из числа тех, кто внесен в реестр.
3.Кроме того, надо наконец обеспечить формирование реестра лиц, которые нуждаются в социальной поддержке от государства, а также тех, кто получает социальные услуги. Осуществленная за последние годы Минсоцполитикой вместе с общественностью робота по разработке и утверждению стандартов предоставления социальных услуг позволяет определить соответствующие группы и подгруппы получателей социальных услуг в зависимости от степени их подвижной активности, возможностей самостоятельно выполнять жизненные функции.
4.Внедрить продуманную ценовую политику. Стоимость услуг, по нашему мнению, должна устанавливаться как стабильная и одинаковая для каждой из подгрупп-получателей соцуслуг, определенных в соответствии с отмеченными выше стандартами. Действующий в настоящий момент принцип расчета цены услуг путем осуществления калькуляции по каждому поводу не является эффективным. Он нуждается в больших затратах времени, допускает возможность ошибок, и поэтому, соответственно, нуждается в постоянных проверках таких расчетов.
5.При формировании размера средств, которые будут выделяться из бюджета для оплаты социального заказа следует учитывать степень обеспеченности (платежеспособности) каждого человека, который должен услуги по этим заказам получить, и, соответственно, корректировать бюджетное финансирование, уменьшая его на условиях сооплаты для тех категорий, которые имеют относительно высокий уровень доходов, — денежных, материальных, от членов семьи и т.п.
6.В достаточно короткий срок провести автономизацию заведений социальной сферы. В настоящий момент территориальные центры и другие заведения находятся в статусе бюджетного учреждения, фактически они не являются полноценными юридическими лицами: не могут открывать счета в банках, самостоятельно проводить кадровую и закупочную политику, управлять своими доходами и т.п. Необходимо перевести их в статус коммунальных предприятий, что, кстати, сейчас проводится для учреждений здравоохранения, культуры.
7.Перейти от принципа финансирования заведения к финансированию услуги, что будет требовать внесения изменений в многочисленные нормативно-правовые акты, в том числе в Бюджетный кодекс. Поскольку действующая бюджетная система ориентирована на содержание заведений, она не предусматривает механизма, когда, во-первых, средства выделяются на каждого конкретного человека, а во-вторых, не имеет совершенной системы расчетов.
8.Самым сложным во всей системе финансирования социального заказа по принципу «деньги ходят за человеком» является определение механизма прохождения средств. Тут возможны следующие пути.
• «Монетизация» услуг, когда средства наличными будут выдаваться получателям — лицам, которые нуждаются в социальном обеспечении. Дальше человек или его опекун самостоятельно решает, на что тратить эти средства. Этот путь является наиболее простым, прозрачным и оперативным, но он опасен, учитывая бедность населения и возможность использования этих средств семьей на цели, не связанные с уходом за человеком.
• «Движение средств через выбор посредника» — возникают специализированные консультативно-посреднические компании, которые, действуя по поручению своих клиентов, находят исполнителей — тех, с кем семья подпишет договор на обслуживание и кому, соответственно, будут перечисляться деньги. В то же время, при таком пути возможны массовые мошенничества со стороны разных подставных компаний.
• «Движение средств через административную регуляцию» — распорядители бюджетных средств, в частности органы соцзащиты населения, по письменному согласию семей заключают договоры на финансирование с заведениями-исполнителями заказа. По такой схеме деньги остаются у распорядителей, которые их двигают сами по согласованию с гражданами. Семья избегает риска самостоятельной траты денег или выхода на посредника. Этот механизм также хорошо «вписывается» в идею создания Единого социального окна, где будут определяться потребности человека, а также работники должны обеспечить получение качественных социальных услуг. Считаем, что сегодня именно этот механизм прохождения средств будет самым оптимальным вариантом, хотя стоит в данном случае предоставить право местным громадам определяться с этим вопросом.
ЧЕГО МЫ ДОСТИГНЕМ?
Таким образом, реализовав подход к внедрению социального заказа через принцип «деньги ходят за человеком» в предложенном выше виде мы достигнем для всех пользователей социальных услуг позитивных результатов.
Во-первых, человек получит качественный сервис, улучшение качества жизни. Во-вторых, негосударственные организации будут иметь доступ к рынку предоставления социальных услуг, обеспечат надлежащую конкуренцию нечастным учреждениям, будут создавать новые рабочие места в общественном секторе. В-третьих, государство, в том числе и органы местного самоуправления, выполнят свои обязательства в сфере социального обеспечения, будет минимизирована коррупция и значительно повысится эффективность расходования средств на социальные цели.