Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Деревянная» энергетика...

...или Как лес может стать альтернативой природному газу
26 июня, 2015 - 10:39
ВЛАДИМИР РАДИОН
ВЛАДИМИР РАДИОН

Украинцы продолжают экономить на голубом топливе. Согласно данным Государственной службы статистики, объемы использования природного газа в мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого сократились на 23,8% и составили  1,4 миллиона тысяч кубометров. А по сравнению с апрелем украинцы потребили природного газа почти вдвое меньше — на 41,6%.

В то же время, эти данные свидетельствуют и о том, что все больше украинцев находят альтернативные источники топлива. Среди таких — использование отходов древесины. Подробнее о перспективах «деревянной» энергетики и о том, какой должна быть специальная программа их использования — директор ГП «Маневицкое лесное хозяйство» Владимир РАДИОН.

«ПРОГРАММЕ  БИОТОПЛИВА  НЕ ХВАТАЕТ СИСТЕМНОСТИ»

Процесс внедрения биотоплива на основе отходов древесины в области начался уже давно. Так, еще в марте 2010 года была утверждена Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из восстанавливаемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2015 годы. Дело в том, что тарифы на газ, которые тогда существовали, позволяли широко и рентабельно внедрять технологии сжигания биомассы лишь в промышленности и бюджетной сфере. В ЖКХ и частной сфере рентабельность для широкомасштабных инвестиций внедрения таких технологий была недостаточной, и только дальнейший рост внутренних цен на голубое топливо для населения в корне изменил ситуацию.

В связи с этим, например, на Волыни в 2012 году областной совет утвердил региональную программу модернизации коммунальной теплоэнергетики на 2012—2015 годы. Между тем, в Комитете лесного и охотничьего хозяйства Украины (правопреемником которого является нынешнее Государственное агентство лесных ресурсов Украины), были разработаны регуляторные предпосылки, ресурсный потенциал и технико-экономические перспективы энергетического использования в Украине древесины и ее отходов.

На основании данных документов, Волынское областное управление лесного и охотничьего хозяйства (ВОУЛОХ) давно выполняет заказ бюджетных организаций области на вторичные ресурсы древесины, которые генерируют тепло на основе твердотопливных котлов, однако программа внедрения биотоплива в области должна стать не компанейской, а системной, управляемой и эффективной. То есть, объем заказов лесная отрасль должна  получить еще задолго до отопительного сезона.

«ЧЕТЫРЕ КУБОМЕТРА ДРЕВЕСНОЙ БИОМАССЫ ЗАМЕНЯЮТ 1000 КУБОМЕТРОВ ГАЗА»

Придется приводить неутешительные цифры, которые «работают» не в пользу этих программ: в Украине 1,7—2 млн куб. м лесосечных отходов древесины ежегодно сжигается или сгнивает на лесосеках, 0,4—0,5 млн куб. м остаются неиспользованными у мелких деревообработчиков, а также в быту, коммунальной сфере, городском садово-парковом хозяйстве и т. п.

Поэтому программа, например, должна предусмотреть на ближайшие 10 лет уровень использования древесной биомассы для энергетических нужд и объемы замещения древесиной  определенного объема природного газа ежегодно. При этом древесное топливо будет поставляться из двух источников. Первый — рациональное использование деловой древесины и повышение использования ежегодного ее физического прироста. Второй — поставки древесины из энергетических плантаций, но это уже дело бизнеса.

Кстати, именно древесина и ее отходы признаны в мире одной из лучших альтернатив природному газу. По эквивалентной теплотворной способности  4,0 м куб. древесной биомассы заменяют 1000 кубометров природного газа.

Ежегодные общие ресурсы энергетической древесной биомассы, которая может быть получена в процессе лесозаготовок всеми лесопользователями и в процессе переработки заготовленной древесины в области, составляют более 200 тысяч куб. м.

При этом следует обратить внимание на финансирование программы. Его источниками должны стать рациональное, инновационно-инвестиционное использования средств, которые ежегодно предусматриваются в государственном бюджете для теплообеспечения заведений социальной сферы, государственных и коммунальных учреждений, и за счет прибылей и роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, полученных в процессе выполнения собственно программы.

Какие пути решения проблемы? Обеспечение переработки и транспортировка к потребителям имеющейся древесной биомассы, которая теперь образуется в процессе плановых лесозаготовок; создание производственных мощностей по заготовке, переработке, транспортировке в котельные древесного биотоплива; строительство лесных дорог для обеспечения транспортного доступа к ресурсам древесной биомассы; изготовление из отходов древесины и топливной щепы древесных топливных брикетов и гранул (пеллет) и их сжигание в специальных высокопродуктивных котлах с возможностью автоматизации процесса генерации тепла. Всем этим должен заниматься бизнес на основе государственно частного партнерства.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ КАК БИОМАССЫ ЗАКРЕПЛЕНО ЗАКОНОМ УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ»

Существует еще несколько важных аспектов проблемы, которые должны решаться на государственном уровне. Один из них — государственная регуляция. Реальный старт практическим действиям по разработке государственной регуляции вопросов энергетического использования древесной биомассы был дан еще пять лет назад — в январе 2009 года. Тогда Госкомлесхоз Украины обратился в Кабинет Министров Украины с инициативой разработать и принять Государственную программу использования ресурсного потенциала биомассы деревьев для обеспечения нужд страны в тепловой энергии.

Уже через две недели под председательством премьер-министра было проведено совещание при участии руководителей центральных органов исполнительной власти и Национальной академии наук по вопросу замены потребления газа в котельных коммунальных теплоэнергетических предприятий. Его результатом стало решение разработать Комплексную государственную программу переоборудования котельных для использования ими альтернативных источников топлива. Отдельным пунктом протокола этого совещания было зафиксировано: «С целью создания надлежащих условий использования древесной биомассы в недельный срок предоставить предложения относительно существенного увеличения глубины переработки древесины, эффективной разработки лесосек для полного использования отходов деревообработки, лесосечных отходов и дров для энергетических нужд».

9 февраля 2009 года в Ивано-Франковске под председательством Президента Украины было проведено совещание по вопросам использования альтернативных источников энергии (биомассы), а уже 19 февраля было выдано распоряжение Кабинета Министров № 256-р «О первоочередных мерах относительно сокращения объемов потребления природного газа на период до 2010 года», в котором поставлены первоочередные задачи относительно внедрения альтернативных источников энергии, назначены исполнители и определены сроки выполнения.

В конце мая 2009 года Верховная Рада приняла новую редакцию ЗУ «Об альтернативных видах топлива». Документ дает все необходимые законодательные основания и экономические стимулы для внедрения современных технологий энергетического использования древесной биомассы.

Таким образом, вопрос поставлен на государственном уровне, вынесен в ранг государственной политики, решен законодательно и якобы должен подкрепляться финансово. Этих решений никто не отменял и они, как известно, должны выполняться.

«НУЖНА НОВАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ ДОРОГА»

Дополнительными проблемами, которые сдерживают внедрение новых технологий энергетического использования древесины, является отсутствие развитой сети качественных лесных дорог и отсутствие отечественного производства специализированного лесозаготовительного и лесотранспортного оборудования для первичного перевоза лесопродукции. Такое положение приводит к необходимости трелевки на расстоянии до 2-3 км, во время которого происходит значительное загрязнение древесины, а соответственно, и отходов лесопиления. Это, в свою очередь, существенно ухудшает условия и привлекательность использования таких загрязненных отходов для производства топливных гранул. Проблему загрязненной древесины могло бы решить предварительное окоревание или мойка пиловочного сырья, но эти технологии дорогостоящие, и мелкие лесопильные предприятия, которых большинство в Украине, не могут их приобрести.

Например, для обеспечения транспортно-технологического доступа к лесным ресурсам в лесах Волыни, необходимо ежегодно строить разветвленную сеть новых качественных лесных дорог суммарной протяженностью не менее 50 километров. Кроме этого, нужно внедрять при планировании, проектировании и строительстве лесотранспортной сети современные инновационные технологические подходы и дорожно-строительную технику, которые позволяют строить лесные дороги качественно и недорого.

И последнее — относительно обеспечения предприятий области с твердотопливными котлами технологической щепой.

Учитывая государственную поддержку этой инициативы, ВОУЛОХ на основе государственно частного партнерства имеет реальные возможности выполнить все заказы потребителей, но при условии не стихийного, а планового обеспечения заказчиков биомассой в соответствии с условиями и программой лесного ведомства области. То есть этот процесс должен быть не компанейским, а системным, управляемым и эффективным.

P.S.: Сегодня как местные, так и центральные органы власти не спешат решать эти задачи. Анализ практики реализации некоторых инвестиционных проектов подталкивает к выводу, что принятый государством курс вносит существенные искажения в процесс работы рынка леса.

За символическую плату вторичный лесной ресурс, который имеет энергетическую ценность, непосредственно передается некоторым перерабатывающим предприятиям на «льготных» условиях, что ощутимо влияет на работу лесозаготовительного звена отрасли. Это делает ее подчиненной и фактически подводит ее к разрушению регионального рынка вторичных лесных ресурсов.

Речь идет о том, что «эффективность» некоторых переработчиков древесины базируется на дешевом ресурсе, «подаренном» государством. Приобретение сырья ниже рыночных цен развращает бизнес, которому нет необходимости заботиться об эффективности, экономичности (имеется в виду один из переработчиков древесины — ООО «КРОНОСПАН УА», что в городе Нововолынск).

Государство не идет на формирование прозрачных условий продажи лесосырья, оставляя в этом случае для бизнеса широкие возможности получения ресурса по закрытым схемам.

Мы много говорим о том, что перед законом все равны. Было бы хорошо от разговоров перейти к реальным делам.

Общался Петр ЧЕЧЕЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ