Это в случае, если он, как и другие лекарства, впредь будет доступен населению.
Отечественная фармацевтика оказалась на грани торгового и производственного коллапса. При этом глобальный финансовый кризис на усугубление ситуации влияет только косвенно: деньги из отрасли уходят благодаря решениям правительства, взявшего курс на системные реформы в сфере фармацевтики.
Ряд правительственных решений по оздоровлению отрасли поверг данный сектор экономики в шок, что уже сказалось на качестве обслуживания клиентов фармучреждений, а в ближайшем будущем может привести к пополнению армии безработных сокращенными вследствие закрытия торговых точек аптекарями, считает член правления Аптечной профессиональной ассоциации Украины Татьяна Буц.
«Постановление КМУ № 955, которое ограничивает торговые наценки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, угрожает уничтожением аптечных учреждений. Представители фармассоциаций также не согласны с постановлениями КМУ от 10.09.2008 г. № 837 «Вопросы осуществления государственного контроля качества лекарственных средств» и № 827 «О ликвидации Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения». Правительственные меры касательно ограничения оптовых и розничных наценок на препараты, а также реформирования регуляторных органов фармации, не имеющие экономического обоснования и принятые без привлечения к обсуждению основных участников рынка, свидетельствуют о низкой эффективности государственной политики. В настоящее время на рынке лекарственных средств создан правовой вакуум, поскольку правопреемник ликвидированных структур так и не выполняет своих функций», — отметила Буц.
По ее словам, под угрозой сокращения сегодня оказались более 200 тысяч работников отрасли, так как вследствие резкого скачка курса доллара по отношению к гривне и отсутствия действенных мер со стороны компетентных государственных органов фармацевтический бизнес терпит еженедельные убытки, составляющие около четырех миллионов гривен.
Это, по словам Буц, может спровоцировать сокращение количества аптечных учреждений, и, соответственно, рабочих мест. Кроме этого, кредиторская задолженность аптечных и лечебных учреждений перед оптовыми компаниями составляет порядка 450 миллионов гривен, так как поставка в аптеки проводится по системе отсроченных платежей от 20 до 90 календарных дней. Компании-поставщики отказываются отпускать лекарственные средства в кредит и требуют расчет по факту получения товара в связи с нестабильностью курса доллара. Кроме того, в условиях, когда повышаются арендная плата и коммунальные услуги при резком ограничении наценок на лекарственные средства, значительно снижается рентабельность аптек.
Если раньше государство регулировало наценки только на группу жизненно важных препаратов, то теперь при оптовой продаже всех фармпрепаратов надбавка не может превышать 15%, а при розничной — 20%. И такие правила распространяются на весь ассортимент лекарственных средств, состоящий из 9 тысяч наименований, включая витамины, лечебную косметику и другие препараты, которые приносили аптекам прибыль. Если учесть, что рентабельность аптек, особенно в небольших населенных пунктах, начинается с наценки более 30%, получается, что аптечные учреждения сел и поселков городского типа, месячный оборот которых не превышает 10 тысяч гривен, при введении предельных наценок на препараты просто перестанут существовать даже в случае сохранения нынешней стоимости арендной платы и коммунальных услуг», — отмечает вице-президент Фармацевтической ассоциации Украины Василий Дударчук.
Фармацевты резюмируют: вместо продуманных системных изменений в сфере лекарственного обеспечения Кабинет Министров внедрил исключительно ручное управление отраслью, нарушил цепочку поставок и систему продаж и даже поставил под угрозу существования аптечную сеть как таковую. Представители рынка согласны с тем, что на определенные группы препаратов необходимо ввести ограничение торговой наценки, однако, по их мнению, мораторию удорожания не должен быть подвергнут весь без исключения аптечный бизнес.