Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Девальвация»... бензина

Эксперты: После «лихорадки» в обменниках начнет «трясти» цены на горючее
11 сентября, 2012 - 11:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Средние розничные цены на бензин Аи-95+ и Аи-95 на прошлой неделе в пятницу, по данным ценового мониторинга «АЗС Украины», отличались от предыдущего дня не больше, чем на одну копейку. Однако среднесрочная ситуация на рынке нефтепродуктов далека от стабильности. Установив исторический рекорд в мае, розничные цены немного снизились, и в июле — августе не претерпели существенных изменений. Но эксперты Минэнергоугля предсказывают, что в случае неизменности тенденций на внешнем рынке в течение сентября — октября можно ожидать первый осенний десятикопеечный рост. Он может стать началом поступательного наращивания цен на АЗС до плюс 50 копеек на литре топлива.

Впрочем, на эту тему у президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида КОСЯНЧУКА для журналистов одна плохая новость и две хорошие. По его словам, внешний рынок демонстрирует подъем цен, что не может не сказаться и на отечественном рынке. А с другой стороны, ресурсное обеспечение в Украине сегодня сбалансировано, нефтепродуктов вполне достаточно, и поэтому реальное повышение, зафиксированное в начале прошлой недели, почти в два раза ниже (не на 25, а на 10 копеек), чем экономически обоснованное. Как отмечает Косянчук, во второй декаде сентября цена на бензин Аи-95 могла бы повыситься до 11,35—11,40 гривны на литр, но этого, по его мнению, не произойдет, так как в этом никто не заинтересован. Продукта много, и его нужно продавать, тогда как повышение цен всегда воспринимается болезненно и, следовательно, негативно сказывается на объемах продаж. Ведь покупательная способность населения в Украине весьма ограничена.

1% КУРСА ДОЛЛАРА=0,8 ГРИВНЫ ЗА ЛИТР БЕНЗИНА

Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей КУЮН подчеркивает, что немногим больше чем за два месяца цена на нефть на мировых рынках выросла почти на 30%. По его мнению, для повышения цен на внутреннем рынке есть еще одна причина: «ползучая девальвация гривны». Эксперт объясняет, что в росте цены топлива 60% приходится на подорожание нефти, которая торгуется в долларах, еще 30% — это налоги, которые тоже номинируются в иностранной валюте (в евро исчисляется акцизный сбор). Так что, по его мнению, причина изменения стоимости бензина в Украине на 90% зависит от движения курса национальной валюты. 1% роста курса доллара, как считает эксперт, прибавляет до 80 копеек на одном литре за счет девальвационного фактора.

Еще один фактор, определяющий динамику цен на нефтепродукты, — это кредитование. Эксперт напоминает, что сегодня ставки краткосрочных коммерческих кредитов доходят до 30%, да и такой дорогой заем получить совсем не просто. «Беда не приходит одна», — продолжает Куюн и отмечает также, что на уровень кредитования влияют и приближающиеся выборы, поскольку привносят в сферу финансов элемент неуверенности. Но при этом обращает внимание еще и на фактор инерции. «Уже два месяца, — говорит он, как цена в Европе на нефтепродукты растет, а в Украине на автозаправках стабильность. Но спустя два месяца цены начинают расти. То же происходит и на падении, когда бензин в Европе дешевеет, а у нас цены по инерции еще продолжают расти, потому что на рынок приходит топливо, закупленное по высоким ценам».

НЕ ТОЛЬКО ЦЕНА, НО И КАЧЕСТВО

Инерционную ценовую теорию Косянчук воспринимает с большими оговорками. По его словам, в Украине не ощутили недавнего снижения нефтяных цен в мире, потому что те средства, которые нефтетрейдеры должны бы направить на снижение цены, были перечислены в госбюджет «за счет плавающего акциза, который, вместо того, чтобы ограничивать рост цен, не допускает их снижения». Эксперт вспоминает, что еще при разработке соответствующего закона Ассоциация была против того, чтобы привязываться к котировкам нефти brent, которая никогда в Украину не заходила и не зайдет, а ориентироваться к среднему (север — юг) Platts’у на нефтепродукты.

Но украинских водителей волнует не только цена на нефтепродукты, но и их качество. Отвечая на соответствующий вопрос «Дня», Косянчук отметил, что о качестве горючего в Украине вообще невозможно говорить, хотя бы потому, что оно никого не интересует. «Министерство пролонгировало еще на год действие стандартов прошлого тысячелетия, — подчеркивает эксперт. Он поднимает также тему о биоэтаноле, который отныне в соответствии с законом должен входить в состав бензина и дизтоплива. «Мы завозим в Украину топливо стандарта евро-5 и будем вынуждены вводить в него спиртовые добавки, которые будут портить его качество. Если заправиться такой смесью и поставить машину на три дня в гараж, особенно в сырую погоду или в дождь, то получите воду в бензобаке». Образно говоря, происходит девальвация бензина?!

Кстати, на украинском рынке наметилась тенденция к стремительному росту доли импортного биоэтанола. Многие компании намерены ввозить его из Молдовы, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, потому что импортная добавка к бензину (с учетом всех затрат на транспортировку и таможенное оформление) стоит в среднем 10 — 10,5 тысячи гривен за тонну, а произведенная в Украине — 11,5 — 12 тысяч. В результате мы получаем еще один источник подорожания горючего. Эксперт рынка топлива Геннадий РЯБЦЕВ объясняет разницу в ценах на украинский и импортный биоэтанол так: «Производство на спиртовых заводах (тратится в три-четыре раза больше энергии и тепла) по сравнению с другими предприятиями крайне неэффективно».

А ЧТО С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ НПЗ?

Ненормальной можно считать и ситуацию в украинской нефтепереработке в целом. Ведь сегодня в стране, имеющей шесть НПЗ, практически не производятся отечественные нефтепродукты. Заводы остановлены, специалисты без работы, бюджет без поступлений. Косянчук считает виновными в этом олигархов и, в частности, Игоря Коломойского, которому практически принадлежит Кременчугский НПЗ, способный на 70% удовлетворить потребности страны в горючем. «Ключ к решению проблем украинской нефтепереработки зарыт именно в Кременчуге, — утверждает Куюн. — Это — завод, имеющий перспективу для возрождения. Это — жемчужина нефтепереработки европейского масштаба». «Но им никто не хочет заниматься», — говорит эксперт. «Пан Коломойский превратил этот завод в производство для обеспечения собственных розничных сетей, — объясняет Косянчук, — ему не нужно перерабатывать азербайджанскую нефть потому, что он не может выйти на оптовый рынок, где, как он понимает, проиграет импортерам и по качеству, и в ценовой конкуренции. Поэтому ни одной тонны нефтепродуктов с этого предприятия в оптовый сегмент рынка не поступает. Завод работает на 20 — 25% от возможной загрузки. А после того, как «Приват» Коломойского вошел в управление Кременчугским НПЗ, ему вообще стали не интересны два других его предприятия — Надворнянский и Дрогобычский НПЗ».

Между тем и второй гигант украинской нефтепереработки — Лисичанский НПЗ («Линик»), — который стал в тягость его владельцу — компании ТНК-ВР, в скором времени может стать вотчиной олигарха. В Луганской облгосадминистрации прогнозируют, что смена собственника на этом предприятии может произойти еще до ноября. Об этом на днях сообщал портал OilNews со ссылкой на начальника Главного управления экономики обладминистрации Светлану ДРОБОТЕНКО. «Вопрос дальнейшей работы предприятия решен. В октябре «Линик» уже начнет свою работу», — сказала она, но не сообщила имя нового собственника. Однако все помнят, что известный украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ заявлял о своих планах приобрести этот НПЗ и сеть АЗС еще в середине мая. Решит ли олигарх проблему снабжения предприятия нефтью или, по примеру Коломойского, забудет о ней и превратит НПЗ, где имеются мощности по выпуску 100 тысяч тонн полипропилена, в еще одно свое химпредприятие?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ