Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диагноз: «курсовая» лихорадка

Эксперты надеются на то, что НБУ в ревальвацию больше не играет
6 сентября, 2005 - 20:05

Ревальвация «без объявления войны» вынудила всю экономическую среду с особой тщательностью присматриваться к политике, которую проводит правительство и Национальный банк в отношении курса валют, цен и инфляции. Показательно: когда недавно Юлия Тимошенко пригласила к себе на совещание глав крупнейших банков, весь фондовый рынок напрягся и замер в ожидании: чем все закончится? Многие эксперты утверждали, что вмешательство премьера и его министров экономики и финансов в валютную политику не приведет ни к чему хорошему, и что Нацбанк должен работать, полагаясь только на себя.

Чтобы прояснить ситуацию, «День» обратился к хорошо информированным экспертам и практикам за комментариями и прогнозами.

1. Каковы успехи и провалы правительства в экономической политике?

— Я думаю, правительство более или менее хорошо ведет бюджет. Мне нравится, как в этой ситуации ведет себя Министерство финансов. Это хорошее, грамотное, макроэкономически обоснованное поведение, которое, надеюсь, повлечет за собой рождение полноценного проекта на следующий год. Во-вторых, правительству удалось перевести со второго квартала инфляцию в стадию ремиссии. Если в первом квартале инфляция составляла 4,4%, что ежемесячно было около 1,5%. Если взять период с апреля по август, то ежемесячно было уже около 1%, а летом показатели снизились еще. Поэтому успокоение ценового тренда в последние месяцы правительство может вполне считать собственной удачей, поскольку основные вызовы вполне понятны: мясной шок, давление нефтяных цен и другие. Также среди положительных моментов можно назвать повышение доходов населения.

Неудачи же правительства состоят в том, что ответы на мясной стресс все еще не найдены и не удалось найти взаимопонимания с теми, кто также отвечает за эти проблемы. Во-вторых, мне кажется, что баланс плюсов и минусов в отношении частной собственности до сих пор колеблется в сторону негатива. Очень много месяцев приватизация практически была «замораторена». Что касается справедливого восстановления прав собственника, то это было заявлено, но имплементация происходит таким образом, что доверие инвесторов к правам собственника в Украине пока еще не восстановилась. Еще одной проблемой является управление услугами природных монополий и то, что некоторые необдуманные действия правительства привели к значительному уменьшению потока иностранных и внутренних инвестиций.

Игорь ЮШКО , член Совета Нацбанка, экс-министр финансов:

— К основным неудачам я бы отнес попытки административного вмешательства в экономику — тут можно называть любой из кризисов и любое из начинаний, не доведенных до конца. Удачным можно назвать тот энтузиазм, с которым правительство берется за решение своих задач и то доверие, которое получает со стороны населения. Если бы правильно были определены цели и правильно расставлены акценты, можно было бы добиться действительно серьезных результатов.

Борис ТИМОНЬКИН , председатель правления «Укрсоцбанка»:

— Правительство постепенно становится более взвешенным. Меньше стало заявлений на тему: курс будет укрепляться, гривня будет расти. Этого делать не нужно. Неудачным было то, что не удалось провести через парламент ряд ограничений по импортным пошлинам на те же продовольственные товары. Но это, кстати, хороший урок. Они натолкнулись на сопротивление тех, кто как бы защищает отечественного производителя. К этой проблеме надо подходить эгоистично: когда человек говорит, что при таких условиях он не может производить сахар, его нужно заставить заниматься чем-то другим. Оплачивать плохую работу незачем, тем более что таких работников защищают, как правило, очень богатые люди, которые хотят быть защитниками отечества.

Сергей ЯРЕМЕНКО , экс-заместитель главы Нацбанка:

— Мне сложно ответить на такой вопрос. Самое главное сейчас — определить базовые принципы и риски, чтобы потом не скатиться туда, куда мы катимся.

2. Может ли Нацбанк сейчас проводить независимую валютную политику?

Валерий ЛИТВИЦКИЙ :

— Я не сомневаюсь в этом и это записано в Конституции. Но давление на Национальный банк оказывается, это бесспорно. Я могу назвать примеры формального давления, когда в парламенте обсуждается законодательное установление курса и его «коридорное» значение. Мне кажется, что это неправильно и является ослаблением эффективности Нацбанка и ослаблением эффективности инструментов, которые у него есть для выполнения своей функции — обеспечения стабильности денежной единицы. А это, в том числе, включает и управление обменным курсом. Наши «политики-многостаночники» начинают давать оценки всем действиям банкиров, забывая о том, что это достаточно специфический вопрос, требующий особых знаний. Я мог бы сказать, кто несет ответственность за ревальвацию, но сначала надо спросить себя, а кто призывал нерезидентов сбрасывать свои деньги, ничего не меняя, с огромными валютными потоками? Когда денег стало так много, лучшим решением стало усилить курс, чем дождаться такой инфляции, которая смела бы и долларовые, и гривневые сбережения граждан. В бюджет заложили курс 5,1. Но он начал действовать только в апреле, значит, до этого был другой курс. Когда вы что-то меняете, надо мириться с неудобствами. В том числе и с отставанием по курсовому значению. Долларовые сбережения пострадали, но они пострадали бы меньше, если бы население не призывали сбрасывать деньги. Это сделал не Нацбанк и незачем его упрекать в этом.

Борис ТИМОНЬКИН :

— Да, НБУ может, должен, обязан, в том числе и по закону быть независимым от чужого вмешательства. Глава Нацбанка не должен работать с боязнью: а вдруг выгонят. Он не должен оглядываться, чтобы работать спокойно и уравновешенно. Но пока что у него есть очень негативный опыт его предшественников. Так работать невозможно, поскольку он будет постоянно стремиться выполнять заказ руководства страны, вместо того, чтобы проводить политику, выгодную национальной экономике, а не конкретным политическим и экономическим кругам.

Игорь ЮШКО :

— НБУ имеет право на независимость по закону, он может проводить независимую политику и, с точки зрения буквы закона, должен проводить. Здесь я поставил бы запятую и сказал бы «но»... Независимость ведь тоже не является абсолютной: невозможно жить в экономических и социальных реалиях и быть от них абсолютно независимым. Национальный банк должен проводить свою политику с учетом экономических и социальных реалий так, чтобы получить наилучший результат для нашей экономики и общества. Вопрос о независимости Национального банка — вопрос, который часто поднимался, но мало расшифровывался. Это — независимость от правительства, которое является потенциальным заемщиком Нацбанка, минимальная зависимость от политических перипетий. Но быть независимым от экономической ситуации и социального заказа НБУ быть не может.

Сергей ЯРЕМЕНКО :

— Реалии несколько отличаются от заложенных в Конституции принципов. Поэтому самый главный парадокс состоит в том, что все происходящее с НБУ вызвано самыми лучшими намерениями. Вектор выбран неверный. Делать такое с главным финучреждением страны нельзя.

3. Каковы ваши прогнозы курса доллара к концу года?

Валерий ЛИТВИЦКИЙ :

— Базовое значение курса будет сохранено на уровне 5,05 с небольшими колебаниями. Но эти колебания будут таковыми, что среднегодовое значение все равно не превысит показатель, заложенный в бюджете.

Игорь ЮШКО :

— Я никогда не делал прогнозов по курсу, потому что это дело очень сложное и неблагодарное. Огромное количество факторов на территории Украины влияет на процесс курсообразования, включая факторы, не зависящие ни от Нацбанка, ни от правительства. Я имею в виду прежде всего импортируемую инфляцию. Поэтому предугадывать просто бессмысленно.

Борис ТИМОНЬКИН :

— 5,05. Я думаю, что после обрушившейся на Национальный банк критики курс уже не изменится. Нужно подумать, во что нам обошелся прошлый скачок. За полгода потери промышленности составили 3% только за счет переоценки. Все показатели испортил Минфин, испортила таможня. Мы потеряли на ВВП. Кроме кучи проблем, скачками курса власть ничего не создаст — просто появятся валютные спекулянты.

Сергей ЯРЕМЕНКО :

— В зависимости от того, каким окажется подход, мы получим курс. Подход должен быть стабильный и прогнозируемый. При этом мы можем реагировать на изменение курса валюты-привязки, на результаты месяцев и показателей торгового баланса. Все это есть знаки и ориентиры для того, чтобы принять решение. Если смотреть на состояние мировой экономики и на позицию евро и доллара, вопрос о привязке к «корзине» не отпадает. Тогда курс будет несколько иной, но понятный и обоснованный.

Подготовила Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ