Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Добровольный экономический «цугцванг»

Какую страну мы оставим потомкам
4 ноября, 2015 - 11:19
БОГДАН ДАНИЛИШИН
БОГДАН ДАНИЛИШИН

Уже больше года мы живем в «новой» стране. «Новые» политики, которые пришли к власти, обещали сделать все, чтобы мечта стала реальностью. Конечно, мы все понимали, что чуда не произойдет сразу, что придется много и трудно работать, ограничивая себя во многом. И наш очень сильный народ был готов к этому. Украинцы в очередной раз пережили тяжелую рецессию, болезненную девальвацию и высокую инфляцию, очередное собственное обнищание:

 ВВП за 2014 — 9 месяцев 2015 уменьшился на 16,6%;

 промышленность сократилась на 23,5% (сентябрь 2015 к декабрю

 ИПЦ увеличился в 1,8 раза (сентябрь 2015 к декабрю 2013);

 курс гривни к доллару девальвировал в 2,7 раза (сентябрь 2015 к декабрю 2013);

 государственный и гарантированный государством долг возрос с 39,9% ВВП до 75,5% (с начала января 2014 года до конца августа 2015);

 реальная заработная плата сократилась на 34% (сентябрь 2015 к декабрю 2013).

Однако, сейчас для всех важно четко понимать, что же нас ожидает в будущем?

Страна имеет ряд важных стратегических документов: Стратегия устойчивого развития «Украина — 2020», Соглашение о коалиции депутатских фракций «Европейская Украина», Программа деятельности Кабинета Министров Украины, План мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины и Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» в 2015 году, Стратегия регионального развития до 2020 года и тому подобное. Но эти документы преимущественно носят декларативный характер, в них отсутствует описание реальных механизмов достижения поставленных целей и они не дают ответов обществу на простые вопросы, которые мы привели выше. Все это лишь усиливает оторванность данных стратегических документов от реальных процессов в экономике. Поэтому, к сожалению, бизнес-среда и гражданское общество рассматривают все правительственные стратегии, как декларации.

Мы слышим декларации относительно беспрецедентной открытости власти и процесса принятия решений и, вместе с тем, получаем информацию относительно стратегически важного вопроса — условий реструктуризации государственного долга — уже post-factum. А расчетов, которые бы говорили, сколько нам будет в итоге стоить такая реструктуризация, и до сих пор нет.

Нам постоянно рассказывают, насколько правительство продвинулось на пути дерегуляции предпринимательской деятельности, демонополизации и деолигархизации экономики, децентрализации власти, но в реальной жизни как-то не чувствуется улучшений от этого.

Возможно «реформы с приставкой ДЕ» и не могут превратиться в обозримый экономический рост. Ведь «ДЕ» означает разрушение того, что существует. Вместе с тем, главные стратеги в правительстве полностью полагаются на «невидимую руку рынка», которая сама построит новую экономику и новую лучшую жизнь для украинцев

Что же при таких условиях ожидает украинцев? Рассматривая перспективы 2016 года можно действительно ждать позитивных экономических показателей. Но этот рост будет предопределен не экономическими факторами, а исключительно статистическими, — эффектом чрезвычайно низкой базы сравнения, которая сформировалась по результатам затяжной трехлетней рецессии. Это и позволит власти «отчитаться» в успешности ее экономической политики. Но даже статистический эффект роста будет более чем скромный — в пределах 0—2%.

Постепенное открытие отечественного рынка для предприятий Европейского Союза, которое начнется с 2016 года, в первую очередь, будет стимулировать наращивание импорта в Украину.

Необходимость реализации проектов по восстановлению пострадавших территорий и инфраструктуры действительно будет стимулировать инвестиционный спрос. Но это будет возможно лишь при условии привлечения внешних финансовых ресурсов, ввиду подавленного состояния как государственных финансов, так и банковской системы в целом.

Относительно потребительского спроса, то можем рассчитывать на расширение лишь в пределах роста ВВП — 1—2% и соответственно не бояться значительной инфляции. Ведь у людей уже не хватает денег на наиболее необходимые вещи, не говоря об остальных.

СЦЕНАРИЙ «Status quo» — сохранение в основном неизменного общего вектора развития. По этому сценарию преимущественно инерционное развитие будет проходить под воздействием баланса между уже сформированными тенденциями развития и структурой экономики и продолжением имитации реформ.

Как и в предыдущие годы, украинская экономика будет сталкиваться со структурными, финансовыми и энергетическими кризисами. Следовательно, украинская экономика будет иметь в среднем рост на уровне 1—3% в долгосрочной перспективе, который будет сопровождаться значительным отставанием от мирового развития (свыше 4%).

В итоге по этому сценарию Украине даже не удастся удержать уже существующие позиции в мировом содружестве. В лучшем случае она закрепит за собой позиции страны третьего мира, которая будет нуждаться в постоянной помощи. В сущности это — наш путь к превращению в будущем в экономическую колонию.

СЦЕНАРИИ  «Постепенная перестройка». Реализация реформ с приставкой «ДЕ» и финансовых новаций, глобально направленных на создание «равных условий» для всех в целом является эффективными инструментами конкурентной политики. Результатом может стать увеличение роли малого и среднего бизнеса в экономике Украины, что безусловно будет позитивным результатом. Но малый и средний бизнес — это хороший фундамент для обеспечения стойкого долгосрочного роста на уровне 3—5%, но не быстрого экономического прорыва, основанного на структурной перестройке и высокотехнологическом развитии. Также эти реформы непосредственно не создают предпосылок для «завершения» долгового сценария развития и перехода к развитию, основанному на включении собственных финансовых ресурсов.

Богдан ДАНИЛИШИН, академик НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ