Наши правители нередко напоминают детей, а посему степенные дяди выглядят довол ьно смешно. Например, речь идет о напряженности энергетического баланса, где у нас, как известно, преобладают импортные энергоносители. И сразу сыплются обещания: со следующего года ситуация начнет исправляться. Нужно только заложить более мощные финансовые ресурсы и проследить за их более эффективным использованием (в первый ли раз мы об этом слышим?..).
По словам вице-премьера Владимира Рыбака, в 2007 году правительство выделило на разработку и внедрение энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии почти 200 миллионов гривен. Но это, как он считает, капля в море. Неужели звучит самокритика? «Поэтому в проект бюджета 2008 года мы вносим предложение увеличить финансирование... Мы сегодня считаем, что нужны восемь миллиардов гривен на 2008 год»,— говорит Рыбак, по- видимому, забыв, что он только что уже пообещал изменить ситуацию, а теперь оказывается, что речь идет всего лишь о намерениях изменить цифру в бюджете. Поэтому пока абсолютно не известно, как отреагирует на такую просьбу правительство, а тем более — парламент, когда еще не известно, каким будет его состав.
Но Рыбак, уточняя, добавил, что альтернативные новинки также будут финансировать за счет местного и региональных бюджетов, кредитов и инвестиций. Таким образом, обещание выглядит еще более проблематичным. Кажется, мало что изменит и новый принцип выделения средств, которым должностные лица намереваются руководствоваться. Вместо традиционной схемы финансирования предлагают внедрить программно-целевые проекты. Считается, что такие изменения помогут побороть коррупцию и увеличить темпы внедрения нетрадиционных источников энергии.
Поэтому, имея полные карманы денег и вооружившись новой методологией, должностные лица ставят себе амбициозную задачу — за 3—4 года довести долю альтернативных энергоносителей в энергетическом балансе страны до 10%. Но привлекать дорогие иностранные технологии не спешат. «Мы знаем, сколько стоит тепловой насос из Германии. Мы знаем маржу, которую получают иностранные поставщики за поставку стройматериалов и всех новых технологий. На нас просто зарабатывают. Мы не хотим быть потребителями. Мы хотим сами производить»,— говорит министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба и рассказывает о целевых проектах по производству биотоплива из соломы, шелухи подсолнуха, а также новых проектах по использованию энергии ветра. Объясняя причины особой заинтересованности со стороны своего министерства, Яцуба говорит, что без решения вопросов энергосбережения в регионах надлежащего развития не будет.
Но за энергосбережение и повышение энергоэффективности, как и за любые современные ноу- хау, не секрет, нужно платить. На кого же возложат соответствующие расходы по перестройке энергетики? Объяснил Владимир Рыбак: «Наша задача — внедрять эти технологии, но не переводить это на людей, которые платят за такие услуги». Поэтому компенсационную часть навяжут государственному и местным бюджетам. В то же время, по мнению Рыбака, слишком рано говорить о снижении тарифов от внедрения «альтернативных источников». Т.е. налогоплательщики будут вкладывать свои кровные в абсолютно бесперспективное дело. Которое не даст им никакой выгоды?
Как бы там ни было, а внедрение модных эконом-новинок, действительно, в значительной мере зависит от местных органов власти. По словам Яцубы, министерство может предложить разные варианты выхода из ситуации, но все решается на местах. Очень часто финансовая ограниченность в регионах вынуждает откладывать намеченные реорганизации. «Наша позиция — децентрализация регионов. В том числе и бюджетная. Мы стоим на том, что 20—25% бюджетных средств следует оставить там... Это опыт мира», — говорит министр, кажется, не очень соглашаясь со своим шефом, который только что обещал изменения в финансировании работ по улучшению энергоэффективности и высказывал намерение заложить в бюджет на эту цель действительно огромную сумму — восемь миллиардов гривен.