Металлургическая промышленность находится на особом счету у отечественных чиновников уже несколько десятилетий. На закате советской эпохи (1990 г.) горнометаллургический комплекс Украины обеспечивал работой более полумиллиона человек. На долю республики приходилось тогда 35% общесоюзной выплавки стали, 40% чугуна и почти половина добытой в СССР железной руды. В годы независимости отрасль стала играть ключевую роль в национальной экономике, превратившись в ведущего экспортера страны, поставщика иностранной валюты (до 35% от общего количества) и бюджетного донора.
По мнению кандидата технических наук, сотрудника ГП «УкрНИИспецсталь» Якова Спектора, отечественная металлургия вносила и продолжает вносить существенный вклад в экономическую жизнь Украины благодаря своему высокому экспортному потенциалу. «Некоторые виды нашей стальной продукции имеют ответственное назначение, поскольку применяются в авиадвигателестроении, нефтегазовой промышленности и атомной энергетике. Спрос на такой металл всегда будет высоким как в Украине, так и за ее пределами», — говорит Спектор.
Но очень скоро ситуация может измениться в худшую сторону. Менеджеры украинских метзаводов жалуются, что иногда вынуждены отказываться от выгодных зарубежных заказов, не имея возможности обеспечить надлежащее выполнение их. Причем речь идет даже не о новых, еще не освоенных технологами видах продукции, а о традиционных, известных еще с советских времен. «Есть, например, сталь марки 4х5МФС, используемая при изготовлении высокопрочных инструментов. Ее производство было налажено очень давно, но несколько последних лет заказы на этот вид продукции не принимаются: нет возможности обеспечить необходимую клиенту выдержку по ударной силе», — говорит инженер Запорожского электрометаллургического завода, кандидат технических наук Сергей Никитин. По его словам, спрос на сталь, аналогичную 4х5МФС, в Европе существует. В частности, это обширные рынки в Италии и Испании. Но выйти на них украинскому производителю не удается из-за жесткой конкуренции с немецкой металлургической компанией Bohler. Потесниться пришлось даже на рынках стран СНГ, традиционно потребляющих специальную сталь украинского производства. «Клиенты Bohler в России и Украине говорят, что по микроструктуре наш металл не уступает немецкому, но силу удара выдерживает более низкую, — говорит Сергей Никитин. — Потому потребители и предпочитают работать с немцами, а не с нами». По последним данным, запорожским специалистам все же удалось достичь более высоких показателей по силе удара металла 4х5МФС, и заказы на этот вид продукции, возможно, скоро появятся. Но у предприятия остается еще 13 проблемных марок стали. Позитивного решения по ним не найдено, а это значит, что национальный металлопроизводитель по-прежнему продолжает терять экспортный потенциал, уступая стратегические рынки зарубежным конкурентам.
По мнению специалистов, проблему можно успешно решить путем реконструкции устаревших производственных мощностей завода. Но где взять инвестиции? Вот и приходится металлургам рассчитывать на свои знания, опыт и смекалку...