Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дореверсировались

«Энергетический сектор Украины до сих пор производит впечатление скорее зависимости, чем независимости»
14 октября, 2005 - 20:47

Много ли вы знаете родителей, которые бы не отметили первый год со дня рождения своего первенца? Так почему же тогда почти никто в Украине не вспомнил о том, что 29 сентября исполнился год с начала работы нефтепровода Одесса — Броды, хотя это было первое выдающееся общегосударственное строение нашей страны, которое заработало за годы независимости? Нынче никаких торжеств не было проведено... В чем же дело? Как и прогнозировала ранее наша газета, этот день в украинских календарях и в памяти не будет отмечен только потому, что нефтепровод был запущен в работу не в проектном направлении, то есть не с каспийской нефтью в Европу, а в режиме реверса с российским сырьем от 32- го км госграницы на Броды, потом — на морской нефтяной терминал «Южный» и дальше — на Босфор. К удивлению, даже инициатор реверса и организатор недешевой пиар-войны за нефтепровод российская нефтяная компания ТНК-ВР забыла об этой выдающейся для нее дате.

Потому что отмечать ни для Украины, ни для России по сути ничего. За этот период по нефтепроводу транспортировано 5,3 млн. тонн нефти. Причем этот объем является только частично дополнительным для ОАО «Укртранснафта», в распоряжении которой находится нефтепровод, поскольку одновременно на 2 млн. тонн в год была уменьшена транспортировка по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов. Реверсное использование Одесса — Броды не генерирует для «Укртранснафты» и дополнительные нефтяные потоки (при годовом объеме транспортировки менее 9 млн. тонн). Кроме того, как отмечают специалисты, загрузка нефтепровода работой не имеет стабильного характера. За прошлый год она была почти на 4 млн. тонн меньшей, нежели объемы, которые гарантировались ОАО «ТНК-ВР» в соответствии с «Протоколом о намерениях», подписанном в апреле 2003 года.

В этом документе, который пытались скрыть от украинского народа (впервые его суть была разоблачена в «Дне»), Украине обещано чуть ли не золотые горы. И теперь мы можем убедиться в обманчивости предложенного нам плана. Итак, обратимся к цифрам. С начала работы нефтепровода в реверсном режиме ОАО «Укртранснафта» прокачала 5,3 млн. тонн нефти и получила $54,7 млн. дохода от предоставления транспортных услуг по маршруту Броды — Одесса. Но с августа этого года компания уже начала возвращать кредит, полученный на приобретение технологической нефти, на сумму $108 млн. кипрской оффшорной компании «Скилтон» (принадлежит к группе компаний ТНК), который должен быть погашен в течение следующих 24 месяцев. С учетом эксплуатационных расходов и необходимости погашения кредита, экономика реверсного использования нефтепровода имеет для ОАО «Укртранснафта» в целом убыточный характер. По данным заместителя председателя правления «Укртранснафты» Михаила Гончара, работа в таком режиме (согласно договору, заключенному при прежней власти между «Укртранснафтой» и группой компаний ТНК-ВР на срок три года) нанесет украинской стороне $19 миллионов убытков. Как считает Гончар, это произошло потому, что Россия не добавила объемы транспортировки, а просто перераспределила свои нефтяные потоки, которые идут через Украину. Поэтому начало эксплуатации нового маршрута не обеспечило большей загрузки украинских нефтепроводов.

Прокачка нефти в направлении Броды — Одесса экономически невыгодна также и российской стороне, поскольку данный маршрут на 660 км длиннее (а тариф на нем, соответственно, на $3 дороже), чем другой маршрут нефтетранспортной системы Украины с использованием Приднепровской системы магистральных нефтепроводов и перевалкой нефти на МНТ «Южный», который предлагала украинская сторона. По словам Гончара, в этом году Украина прокачает по своей нефтетранспортной системе не более 50 млн. тонн нефти, а дальше, если источники поставки энергоносителей не будут диверсифицированы, годовые объемы транспортировки нефти будут продолжать сокращаться. Ведь, как сказал Гончар «Дню», Россия воплощает в жизнь стратегию, направленную на уменьшение транзитной зависимости. Как следствие, она уже получила профицит транспортных мощностей, например, в Балтийской трубопроводной системе, и может выбирать направления, в том числе и через Беларусь, Украину или свои порты Туапсе, Приморск и Новороссийск. При этом темпы роста добычи нефти в РФ снижаются, а ее экспорт стабилизируется. Кроме того, Россия в этом году четко заявила, что делает ставку на переработку нефти на своих НПЗ. Гончар считает, что эти факторы не позволяют рассчитывать на увеличение российского нефтяного транзита через Украину. На объемах транспортировки отразится также уменьшение поставки нефти на Одесский НПЗ, который поставлен на реконструкцию, рассчитанную на три года. Остановятся на реконструкцию также Херсонский и Дрогобицкий НПЗ.

Подводя итоги, можно вспомнить слова бывшего посла США в Украине Карлоса Паскуаля, сказанные еще в мае 2003 года на VI Международной конференции «Энергетическая безопасность Европы в ХХI веке»: «Несмотря на огромный потенциал Украины, ее энергетический сектор до сих пор производит впечатление скорее зависимости, чем независимости». К большому сожалению, они и сегодня не менее актуальны, чем два с половиной года назад. Американский посол тогда отмечал, что «Одесса — Броды» не является антироссийским проектом. Он называл его проукраинским, а также считал, что это открывает конкретные возможности для сотрудничества с российскими поставщиками. При этом он предполагал, что «когда Украина флиртует с новым предложением реверсировать трубопровод и начать эксплуатацию в режиме Броды — Одесса», то «сама себе вредит». Как будто знал заранее...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ