Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дороги без ям и почти без... аварий

Шведский подход к устойчивому развитию. Часть 3
2 июля, 2018 - 19:52

Резонанс второй части серии материалов, посвященных опыту Швеции во внедрении Целей устойчивого развития-2030, в которой мы рассказали о транспортных артериях Швеции, побудил нас детальнее остановиться на теме шведских дорог. Без сомнения, это то, что сегодня в Украине, если говорить на «дипломатическом языке», является зоной роста. В Швеции, несомненно, есть чему поучиться...

Протяжность сети автомобильных дорог общего пользования в Швеции составляет 579 тысяч 564 километра. И 2,050 тысячи из них — это автомагистрали. И это дорожное полотно признано... самым безопасным в мире.

Однажды шведы просто решили, что к смертности на дорогах нельзя относиться, как к неотвратимому злу. С тех пор у Швеции есть государственная программа под названием Vision Zero (Цель: Нуль — с английского), которая была одобрена парламентом в октябре 1997 года.

Целью программы было максимально сократить число человеческих жертв в автомобильных авариях и в будущем достичь показателя «0» потерянных человеческих жизней за год.

The Economist как-то подсчитал, что при колоссальном увеличении количества машин и расстояний с 1970-х годов только 264 человека погибли на дорогах Швеции в 2013 году. Это был абсолютный рекорд. Ведь это всего лишь три смерти на 100 тысяч человек. Для сравнения: в Евросоюзе этот показатель составляет в среднем 5,5, а в Соединенных Штатах Америки — 11,4. В Украине, по данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель — 12 людей на 100 тыс.

САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СМЕРТНОСТИ И ТРАВМИРОВАНИЯ

Основной идеей государственного подхода в вопросе дорожной безопасности стал принцип, что проектирование — это самое важное. Суть такого подхода в том, что дизайн безопасных дорог становится на первый план. Шведы просто приняли как факт то, что водители — это обычные люди, поэтому даже самые жесткие штрафы не спасут их от ошибок. Поэтому нужно спроектировать все так, чтобы либо избежать их, либо сделать их несмертельными.

Швеция начала строить дороги типа «2+1», то есть полоса в одном направлении, полоса в другом и еще одна, которая работает то в одну, то в другую сторону в зависимости от нагрузки.

Появилось 12,6 тыс. новых дорожных переходов для пешеходов, включая пешеходные мосты, «зебры» с подсветкой и дорожные отбойники. Была воплощена суровая программа противодействия управлению автомобилей в нетрезвом состоянии. Также в стране снизили ограничение скорости в городских людных зонах и построили барьеры для безопасности велосипедистов. Все эти изменения привели к сокращению смертности и травмирования на дорогах — и все благодаря тому, что страна изменила сам подход к дорожной безопасности.

Снижение скорости на дорогах является одним из краеугольных камней шведского подхода к обеспечению дорожной безопасности. По словам Андерса Лие из Шведской транспортной администрации (Trafikverket), «медленнее — меньше вреда».

На государственных дорогах существует ограничение скорости в 80 км/час, в то время как на автомагистралях — 120 км/час, но водители обычно не переходят отметку в 110 км/час.

Также в стране очень эффективно используются дорожные камеры. Но их основной целью является не наказание водителей, а снижение средней скорости на участке, на котором стоит камера. Также для того, чтобы минимизировать количество ДТП, на государственных дорогах линии движения часто разделены физическими барьерами. Одно это нововведение позволило сократить количество случаев на дорогах на 90%.

При этом благодаря конструктивным нововведениям на многих дорогах Швеции машины просто физически не могут ехать быстро. Сначала это вызывало серьезное возмущение водителей, но статистика смертности убеждает любого скептика. Швеция действительно на государственном уровне заботится о том, чтоб ее граждане на дорогах страны чувствовали себя безопаснее.

ДОРОГИ С ПОДОГРЕВОМ

Но больше всего удивило в дорогах Швеции то, как тамошние тротуары «самоочищаются» от снега.

В Швеции практически везде используют обогрев тротуаров и пандусов с помощью кабелей с низким уровнем энергопотребления.

Кроме того, шведы вместо того, чтобы тратить силы на постоянную уборку снега, его вкатывают специальными машинами и уже после этого поливают дороги «горячим песком». Но весной возникает проблема: все эти слои снега начинают таять. Но и здесь у скандинавов есть решение: в период изменения температуры они поливают дороги антифризом, который позволяет снегу не замерзать ночью и постепенно таять днем.

СИСТЕМА «ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Вся шведская система по обслуживанию дорог разделена на 113 районов, в каждом приблизительно 800—1200 километров дорог. Более 20 лет все работы по строительству и эксплуатации дорог выполняют подчиненные организации. Фирма получает право на обслуживание определенного района. Если делает это качественно, то через четыре года ей продлевают контракт еще на два года.

За всеми работами — жесткий государственный контроль. Это жесткая система правил и стандартов. Львиная доля контракта, 60—70% — это обслуживание дорог в зимнее время. В Швеции существует 5 видов стандартов дорог в зависимости от интенсивности движения. Наивысший стандарт — это дороги с интенсивным движением — более 16 тысяч автомобилей в сутки. Дороги здесь чистят каждые 2 часа, если выпал один сантиметр снега. Этот стандарт снижается до 3-х, 4-х, 5-ти, а то и 8 часов, если интенсивность движения — несколько сотен машин в день.

Такие же требования к качеству дорожного полотна. Если на дороге наивысшего стандарта появилась яма, на ее ремонт дают от нескольких часов до половины суток. Менее загруженные дороги могут подождать неделю-две.

Контракт регламентирует все: сроки проведения ремонта, качество его выполнения, тип верхнего слоя покрытия для разных путей, уборка снега и штрафы за невыполнение всех этих норм. Размер штрафа зависит от нарушения, но всегда вдвое больше стоимости невыполненной или некачественной работы.

«Беда» шведских автодорожников — шипированная резина, которую массово используют скандинавы. Колея, сделанная шипами, требует постоянной замены верхнего слоя асфальта. За этим тщательно следят и ремонтируют такие дороги каждые 3—6 лет. Гуляя по Стокгольму, можно встретить соответствующие дорожные знаки с изображением перечеркнутого шипированного колеса. Он сигнализирует о том, что по этой улице ехать на авто из такой резиной запрещено.

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА НА 10 ЛЕТ

Если в Украине, согласно действующим тендерам, подрядчик может давать гарантию на свои дороги в 5 лет эксплуатации, то в Швеции минимальный предел — вдвое выше. Строители дорог должны учитывать, что асфальт должен пролежать не менее 10 лет и гарантировать его качество. Ремонт после 10-летней эксплуатации тоже происходят согласно стандартам. Главные из которых — качество и надежность.

Дороги с интенсивным движением проверяют ежегодно специальным оборудованием и следят за всеми стандартами. Другие — проверяют через 2 и через 5 лет. Так же планируют, в какие дороги нужно вкладывать деньги и ремонтировать через год-два.

Строгий контроль, измерение, планирование, соблюдение гостов и технологического процесса — залог качественных шведских дорог.

Ежегодно на строительство и обслуживание государственных дорог выделяют 7 миллиардов крон — это более 800 миллионов евро. Все плановые ремонты и строительство дорог делают в теплое время года.

НАЛОГ НА ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ В СТОКГОЛЬМЕ И ГЕТЕБОРГЕ

В Швеции используется система взыскания налога на перегруженность. Действует он в двух городах —  Стокгольме и Гетеборге. Раньше этот налог распространялся только на транспортные средства, зарегистрированные в Швеции.

С 1 января 2015 года такой налог действует на транспортные средства как со шведскими, так и с иностранными регистрационными знаками.

Интересно, что для оплаты проезда не нужно останавливаться в контрольном пункте. При пересечении контрольного пункта камера видеонаблюдения фиксирует регистрационный номер транспортного средства. Снимок отправляется в Шведское транспортное агентство (Transportstyrelsen), где проводится идентификация автомобиля.

 ПАРКОВКА В ШВЕЦИИ

Парковаться на улицах города можно только с правой стороны (нельзя парковаться против движения). В большинстве шведских городов парковка на улицах платная с 8 утра до 6 вечера с понедельника по пятницу. Стоимость парковки SEK 10—30 в час.

Если паркуетесь на улице на ночь, обратите внимание на знаки, чтобы убедиться, что эта улица не будет забираться этой ночью.

Парковка в гаражах и паркингах стоит в среднем SEK 30—60 в час.

Самый дешевый вариант — это пользоваться парковками системы Park & Ride, расположенных на околицах городов. Стоимость такой парковки SEK 15—20 в день.

P.S. «День» благодарен ПРООН Украины за предоставленную возможность освещать опыт Швеции в достижении Целей устойчивого развития для наших читателей.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День». Киев — Стокгольм — Киев. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ