Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогие «лодки» и недоступные вагоны

Эксперт: «Из-за непредсказуемости Москвы входить в зиму без диверсификации поставок угля будет рискованно»
24 сентября, 2015 - 10:46
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Запасы угля на складах тепловых электростанций  и теплоэлектроцентралей  Украины достигли двух миллионов тонн, сообщил во вторник министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. «Я уверен, что до начала сезона мы выйдем на очень комфортный уровень», — сказал министр. Он уточнил, что в октябре ожидается возобновление поставок угля из ЮАР. До конца года запланированы поставки импортного угля через порты в объеме около 0,5 миллиона тонн.

ЩЕДРЫЙ АВГУСТ

Украина никогда раньше не была импортером угля (за исключением некоторых марок коксующегося). А теперь, в результате агрессии и войны, уже второй год подряд вынуждена завозить его из-за моря-океана. И это закономерно. Только в январе — августе 2015 года страна сократила добычу угля по сравнению с январем — августом 2014 года в два раза, или на 49,7%, — до 17,7 миллиона тонн.

n Государственная служба статистики указывает, что это произошло из-за военных действий на Донбассе. Но нельзя не отметить, что в августе угольная промышленность на контролируемых Украиной территориях, тем не менее, как явствует из данных Госстата, была на подъеме. Добыча угля в августе достигла 2,3 миллиона тонн, превысив прошлогодний показатель на 3,2%, а июльскую добычу — на 1,4%.

И все же темпы подготовки к отопительному сезону, где на сегодня ключевой проблемой остается наполнение угольных складов теплоэлектростанций,  на всех уровнях признаются неудовлетворительными. Вина за это ложится на Минэнергоугля и его главу Владимира Демчишина, постоянно критикуемого премьер-министром Арсением Яценюком. Министр оправдывается тем, что деньги на закупку угля очень неохотно выпускает из своих рук «Ощадбанк». «Вопрос в том, что не я потратил средства, — говорит Демчишин. — Средства не у меня, не я готовил эти постановления. Я не готовил необходимые документы. Я провел массу переговоров с участниками, с Нацбанком, для того, чтобы эти средства были доступны, А то, что у «Ощадбанка» настолько жесткая процедура — это не моя ответственность». «Я не знаю, почему эти средства не выдавались. Я сделал все возможное для того, чтобы эти средства были выделены и был закуплен уголь. Это в моих интересах, в первую очередь», — убеждает министр.

И, конечно же, он не чувствует за собой вины и не понимает, за что он может быть наказан, а потому в отставку не собирается. «Я сейчас в полной мере все свои силы направил на подготовку к отопительному сезону», — рапортует Демчишин. Допустим. Вопрос только в том, как министр расставляет приоритеты. Как сообщал Госстат, Украина в январе-августе 2015 года импортировала уголь каменный и антрацит больше, чем на 1,1 миллиарда долларов, в т.ч. только в августе — на 138,1 миллиона долларов. За это время, по данным Государственной фискальной службы, в страну было поставлено по импорту больше 9,6 миллиона тонн угольной продукции. Из РФ поступил уголь более чем на 498,7 миллиона долларов, из США — на 304 миллиона долларов, из Австралии — на 89 миллионов долларов, из других стран — почти на 229,5 миллиона долларов.

ГДЕ БРАТЬ УГОЛЬ? — ВЕЗДЕ, ГДЕ МОЖНО

К такому выводу пришли представители электрогенерации и энергетические эксперты. «В сентябре-декабре этого года нам необходимо закупить 2,2 миллиона тонн угольной продукции, в том числе 1,1 миллиона тонн угля — газовой группы, чтобы иметь на 1 января 2016 года на складах 566 тысяч тонн угля. Сегодня уже 256 тысяч тонн угля газовой группы — на складе. Его нам поставляют украинские госпредприятия, и проблем не должно быть. Осталось закупить 1,1 миллиона тонн угля марок А и Т. Отечественные поставщики, находящиеся в зоне АТО, но зарегистрированные у нас, должны поставить 465 тысяч тонн. Импорт из Российской Федерации — 480 тысяч, из ЮАР — 160 тысяч тонн. Сегодня на складах компании почти 400 тысяч тонн угля. В дороге больше 32 тысяч тонн», — рассказывает исполняющий обязанности генерального директора «ПАО «Центрэнерго» Олег Коземко.

Он считает, что без диверсификации поставок угля входить в зиму из-за непредсказуемости Москвы будет рискованно. Поэтому «Центрэнерго» провело переговоры с крупными угольными трейдерами. В результате уже передан на подписание договор с компанией «Меркурий» на поставку двух «лодок» угля из ЮАР (160 тысяч тонн). Они пойдут один за другим, начиная с ноября, говорит Коземко и отмечает, что сегодня договор, подписанный другой стороной, должен вернуться в компанию, и можно будет решать дальше все технические вопросы в порту Одессы, куда придет этот уголь. Уже объявлен тендер на перевалку угля в порту. Коземко призывает заняться поставкой угля антрацитовой и тощей группы также и компанию «Уголь Украины», которая имеет опыт работы с портами и соответствующие кадры. Исполняющий обязанности гендиректора предположил, что в связи с закупками угля из ЮАР компания будет добиваться повышения тарифа за генерируемую электроэнергию. По его словам, «мы это сейчас просчитываем — у нас нет другого выхода».

НЕ ХВАТАЕТ «ТЯГИ»

«На складах тепловых электростанций компании сегодня — 1,27 миллиона тонн угля. Это 80% всего топлива, находящегося на ТЭС Украины», — говорит исполнительный директор компании ДТЭК Дмитрий Сахарук. За последний месяц компания «положила на склад» около 120 тысяч тонн марок Г и А. Объем поставок газового угля за этот месяц вырос на 40% против такого же периода прошлого года. По марке А основную сложность составляет выезд из зоны АТО. Причем трудности сейчас определяются не столько пропускной способностью железной дороги, сколько наличием подвижного состава  (порожних вагонов и тепловозов), а самое главное — дизельного топлива и запчастей для локомотивов. Чтобы вывозить уголь, железной дороге нужно 30-40 тонн дизтоплива. И тот объем угля, который можно было бы вывезти из зоны АТО, сейчас лежит. Дело в том, что правительство запретило вывозить топливо на неподконтрольную территорию. То же самое и с запчастями. Подвижной состав ломается, и «тяги не хватает». Этот вопрос уже два месяца не решается. В августе из зоны АТО было вывезено всеми операторами примерно 650 тысяч тонн угля. А решение этой проблемы позволило бы удвоить эту цифру. Если ситуация не изменится, то и в последствии мы не сможем вывозить больше 700 тысяч тонн в месяц, говорит Сахарук.

Он также рассказывает, что его компания не рассматривает возможности завозить уголь из ЮАР и других стран. Проблема в финансах. На 1 сентября долг энергорынка перед тепловой генерацией превышает 6 миллиардов гривен. По его словам, в результате сложилась круговая система неплатежей. А чтобы зафрахтовать одну-две «лодки» из-за рубежа, нужно иметь средства провести предоплату или положить деньги на аккредитив. А это практически та же предоплата. 240-250 миллионов требуется положить на счет и заморозить их на 2-3 месяца, пока придет уголь. «Мы рассчитываем только на уголь из Донецкой и Луганской областей, — отмечает Сахарук, — но за последнее время отмечается ухудшение финансовой ситуации в связи с тем, что продолжается импорт электроэнергии из России, и, как следствие, простаивают наши энергоблоки, даже атомные блоки разгружают из-за импорта в Украину. По нашему мнению, это совершенно неприемлемая ситуация. Наши блоки разгружаются, и при этом приобретается более дорогая электроэнергия из РФ. По энергосистеме Украины на прошлой неделе простаивало примерно 1,5 ГВт».

Сахарук также считает, что на закупках угля для ТЭС негативно сказывается недавно введенная система электронных НДС-счетов, обязывающая депонировать, следовательно, замораживать немалые средства. В результате контрагенты не могут предоставлять налоговый кредит. А кроме того, у компаний, работающих в зоне АТО, вообще нет входящего НДС и они не могут предоставлять налоговый кредит. Как следствие, расходы перекладываются на энергорынок, и сейчас эта проблема, по мнению Сахарука, приобретает угрожающий характер... Специалист предлагает отменить электронный НДС в энергосистеме, поскольку «мы и так работаем через спецсчета, и деньги ходят в этой системе и никуда не деваются. Даже налоговики говорят: схем мы здесь не видим».

РИСКИ И ПРОВАЛЫ

Глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец не верит заявлению министра о двух миллионах тонн угля на складах ТЭС. «Пусть он их покажет, говорит он. — Государственные шахты в месяц добывают 35 тысяч тонн не угля, а горной массы». Поэтому он предлагает не очень-то доверять официальной статистике и советует делать поправку на приписки, на некачественный уголь, поскольку газовый уголь во время хранения теряет качество, окисляется и калорийность уменьшается. Он предлагает не закрывать глаза на разницу в ценах (в гривнах) между украинским углем и топливом из ЮАР, у которого теплотворность 5500 килокалорий. «Это низкая теплотворность для наших электростанций, — подчеркивает профсоюзный лидер. — Для подсветки придется использовать дорогой импортный мазут и газ. И за это заплатят потребители и, в первую очередь, население. Он также напоминает, что компания «Уголь Украины» направила 240 миллионов гривен в проблемный банк «Киевская Русь», и спрашивает: «Кто-нибудь сел за это в тюрьму, кто-нибудь ответил за это? А ведь такая сумма равна 70% месячной зарплаты шахтеров Украины. И поэтому зарплата не выплачивается, шахты просто стоят».

Доставка угля с шахт на электростанции во многом зависит от «Укрзализныци». И первый заместитель начальника департамента коммерческой работы этого ведомства Иван Хорьяков рассказывает, как много делают железнодорожники для того, чтобы уголь поступал на ТЭС без перебоев, как они открывают, взамен разрушенных, дополнительные, ранее почти не использовавшиеся «ходы» для эшелонов с углем. «День» спросил у Хорьякова, как отразятся на перевозках угля санкции, веденные  Украиной  против России в сфере транспорта. Его ответ свелся к тому, что Украина потеряет на этом сравнительно немного вагонов, но лишь в том случае, если не будет ответных санкций.

С этим не согласился Сахарук. По его словам, оборачиваемость вагонов на железной дороге сейчас упала вдвое. А количество вагонов, загруженных углем, увеличилось втрое. Поэтому каждый на счету. А сегодня введен запрет на вагоны Первой государственной вагонной компании России и ее украинской дочки. У украинской компании вагонов, действительно, не так много, примерно 500. Но  в Украину обычно заходят и используются пять тысяч вагонов ПГК-Россия. Запрет означает, что образовавшийся дефицит нужно будет заполнять. Резерва для этого в Украине нет. «И этот дефицит с завтрашнего же дня почувствуют угольщики, — предсказывает топ-менеджер ДТЭК. — Потому что не выдержат конкуренции за вагоны с металлургами, ведь рентабельность перевозки для металлургии гораздо выше. И перевозки угля могут быть провалены. Причем мы сделали это собственными руками».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ