Конституционное требование превращения Украины в социальное государство, несмотря на имеющиеся потенциальные возможности, так и не воплотилось в реальность. Напротив, уже традиционно осуществляется политика «социального номинализма», которая генерирует циничную эксплуатацию работоспособного населения.
На протяжении всех лет государственной независимости бедность работающего населения не уменьшалась, а нарастала. В настоящее время уже сформированы предпосылки наследственной бедности.
В структуре расходов на единицу произведенной продукции заработная плата в Украине из года в год падала и в настоящее время равна 8—9%. В странах ЕС, к стандартам которого Украина якобы стремится приобщиться, этот показатель достигает 40—45%. Если в цивилизованных странах через заработную плату происходит оборот свыше 60% ВВП, то в Украине — менее 30%.
За чертой бедности, которая в соответствии со стандартами ООН установлена на уровне 5 дол./день, проживает тотальное большинство населения Украины.
Около 60% фактически бедных составляют семьи, где работают два члена семьи. В настоящее время по меньшей мере 10 млн работающих (в т.ч. управленцы) претендуют на жилищно-коммунальные субсидии. Отсюда беспрецедентный уровень тенизации и коррупции в системе финансово-экономических отношений.
Регуляторными инструментами, от которых зависит размер минимальной заработной платы, во всех странах являются (и Украина не исключение) почасовая оплата и прожиточный минимум. Последние у нас — недопустимо занижены.
Бюджет 2016 г. предусматривает почасовую оплату на уровне — 8 грн 35 коп., то есть 34 цента. Для сравнения почасовая оплата труда в странах ближнего и дальнего зарубежья такова (евро): Болгария — 3,7; Румыния — 4,4; Литва — 5,8; Латвия — 6,0; Греция — 15,6; Германия — 31; Франция — 34,9; Дания — 39,5; Бельгия — 40,4; Швеция — 41,9. Как видим, в Украине почасовая оплата на порядок ниже, чем в Болгарии, и почти в 13 раз меньше, чем в Румынии. Это страны, промышленный и экономический потенциал которых значительно уступал Украине на момент установления государственной независимости.
Что касается прожиточного минимума, ситуация является такой же безрадостной. Как известно, объем прожиточного минимума содержит два базовых компонента. Во-первых, это стоимостное выражение самых необходимых физиологических потребностей человека. Во-вторых, это набор социальных, образовательных и духовных ценностей минимально приемлемого уровня жизни. Бюджет2016 предусматривает прожиточный минимум 1330 грн, то есть 48,5 евро.
Гарантом удерживания прожиточного минимума является минимальная заработная плата, а также уровень минимальной пенсии.
Размер минимальной зарплаты в Украине с 01.09.2015 г. составляет 1378 грн, или 51 евро. Для сравнения укажем, что минимальная зарплата (евро): в Молдове — 79; Беларуси — 170; Болгарии — 184; Румынии — 218; Литве — 300; Латвии — 360; Эстонии — 390; Польше — 410; Греции — 683.
САМООТСТАВКА ПИВОВАРСКОГО КАК СИМПТОМ
Невзвешенное (мягко говоря) введение центральным банком так называемого «плавающего» курса гривни стало грубым нарушением конституционного императива (ст.99) о неуклонном обеспечении стабильности денежной единицы. Внезапное по меньшей мере трехкратное удешевление гривни и в то же время беспрецедентная ценовая волатильность обусловливают перманентное обнищание всех граждан — от высокоранговых государственных служащих до всех категорий работающих.
Так, размер месячного оклада премьер-министра составляет 6109 грн (223 евро); оклады министров составляют 92% от ставки премьера. Если даже учесть действующие надбавки, общая сумма заработка увеличивается до 9—12 тыс. грн. Однако это не решает проблемы унизительных заработных плат высокопоставленных должностных лиц.
Глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили по этому поводу саркастически заметил: «Сегодня по заработным платам, которые я вижу у чиновников, то они или действительно святые, или практически все крадут» («День», 09.02.2015 г.).
Предложения относительно официального практикования механизма доплат за средства зарубежных доноров высокоранговым государственным служащим, которые «входят в реформаторские команды соответствующих министерств» (а именно такое предложение прозвучало при обсуждении законопроекта «О государственной службе»), с одной стороны абсолютизирует неоколониальную зависимость «реформаторов», с другой — еще больше обостряет неравенство и зарплатный хаос в бюджетной сфере.
Плачевные официальные зарплаты государственных служащих и чиновников среднего звена в размере 4,5—6 тыс. грн (163,5 — 218 евро) провоцируют недопустимо низкий уровень управленческой ответственности, нежелание высококвалифицированных специалистов в полной мере отдаваться работе на государственной службе.
Понятно, что при таких условиях заработал принцип «спасайся, кто как сможет». Отныне каждый государственный институт, несмотря на единую тарифную сетку, начал отстаивать зарплатные интересы. Как следствие в государстве воцарился зарплатный сумбур.
Так, заработки главы и членов правления Национального банка в 11—12 раз превышают зарплату главы государства и на порядок премьер-министра или Генерального прокурора. Директора департаментов НБУ получают 96 тыс. грн + 30% премии. И это при том, что, по моему убеждению, само руководство НБУ должно нести неотвратимую ответственность за фактический развал банковской и валютно-финансовой сфер страны и фактическое провоцирование депозитной паники. Произошла потеря самого ценного капитала — доверия населения к банковской системе и в конечном итоге к властным институтам.
На субъективизированно-избирательных принципах формируется система зарплат в системе Национальной полиции. Так, глава Нацполиции будет получать (с учетом всех доплат) 98 тыс. грн, а его заместители — в среднем 70 тыс. грн.
На необычайно высоком уровне установлены зарплаты главы Национального антикоррупционного бюро, его заместителей и других должностных лиц.
Нынешняя зарплата чиновников Министерства финансов и Минэкономики и торговли также существенно отличается от заработной палаты государственных служащих других министерств и ведомств. Кстати, недавно заявленная министром инфраструктуры самоотставка вызвана (по его словам), в частности, невозможностью элементарно выживать за официальную зарплату.
Заработки отдельных государственных структур и чиновников разного уровня достигли космических параметров по сравнению с оплатой врачей, педагогов, научных работников, шахтеров, металлургов и других занятых в социальной и товаропроизводительной сферах. Также недопустимым абсурдом является та очевидность, что, например, командир батареи в АТО (майор) получает всего на всего 5 тыс. грн.
Такие финансовые реалии провоцируют дезинтеграцию общества.
О «ПОСЛЕДСТВИЯХ» НЕСИСТЕМНОСТИ В ОЦЕНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Бюджетом-2016 предусмотрено повышение минимальной зарплаты для бюджетных и наемных работников на 12,5%. Данная цифра ни малейшим образом не корреспондируется с инфляционной динамикой и реальным обесцениванием гривни, а следовательно, зарплатных доходов широких масс населения.
В придачу к этому нарастает маргинальная безработица, в орбиту которой попадают молодежь, женщины и мужчины предпенсионного возраста. Таким образом бедность воспроизводится в поколениях и превращается в проблему будущего, поскольку формируются предпосылки наследственной деградации.
Людвиг ЭРХАРД, выдающийся реформатор, докладывая о программе восстановления полностью разрушенной и ограбленной победителями Германии, сказал: Если мы не будем стремиться постоянно улучшать жизненные возможности нашего народа, мы подорвем этим основу для технического прогресса, тем самым выйдем из круга цивилизованных народов, законсервируемся в искусственной бедности. Только расширив потребление, мы сможем принимать участие в здоровом мировом развитии
Не меняется кардинальным образом «благосостояние» большей части населения, которая имеет средний уровень заработной платы. Средняя зарплата в Украине предусмотрена в следующем году на уровне 4857 грн, или 201 дол. Опять привычно плетемся в хвосте, если сравнивать со странами-соседями. Например, средняя зарплата в Болгарии — 750 дол., Беларуси — 959 дол., Румынии — 954, Польше — 1536 дол.
Явная недооценка высококвалифицированного труда предопределяет то, что многие работоспособные украинцы, и прежде всего молодые, стремятся выехать за границу. Оказалось, что 76% опрошенных выпускников украинских вузов думают о переезде в другие страны. Тотальная эмиграция работоспособной молодежи и профессиональной и инициативной рабочей силы работоспособного возраста предопределяют ситуацию, когда в стране остается деморализованная часть населения, которая находится в режиме абсолютной бедности.
ПЛАН ВЫХОДА ИЗ «ПРОПАСТИ»
Не возражая против высоких зарплат (по меркам украинской действительности) в принципе, отметим, что политика оплаты труда должна базироваться на системных (а не избирательно-точечных) принципах и стандартах. Для начала государство обязано разработать и внедрить системную матрицу оплаты труда в стране, которая бы соответствовала европейским стандартам хотя бы в минимальной мере. При других условиях действует негласный принцип — выжить любой ценой, который морально и психологически калечит человека.
Практика отношений между наемными работниками и работодателем в цивилизованных странах регламентирует не месячный, а почасовой уровень минимальной заработной платы. В то же время очень негативным фактором является та очевидность, что Украина до сих пор не ратифицировала Международную конвенцию по установлению и неуклонному соблюдению почасовой зарплаты.
Прежде всего необходимо установить почасовую оплату не 8,35 грн, а на уровне — 40 грн. Соответственно, минимальная заработная плата должна быть не менее 8 тыс. грн (290 евро) в месяц. На этом же уровне устанавливается прожиточный минимум, который не должен быть меньше, чем минимальная заработная плата. В то же время для высококвалифицированных специалистов почасовая оплата должна находиться в коридоре 80 грн. Таким образом, средняя зарплата будет составлять 24—25 тыс. грн (870 евро).
Только при этих условиях государство сможет вернуть заработной плате утраченную экономическую роль и социальное назначение — основного источника личного и общественного благосостояния. В сущности, это определяющий фактор инвестиционного оживления экономики и социального оздоровления общества.
В то же время возникает закономерный вопрос, откуда черпать финансовые ресурсы для кардинальных перемен в политике оплаты труда занятого населения.
Ответ очевиден. Во-первых, важным источником увеличения бюджетных доходов является отказ от «плоской шкалы налогообложения», которая в данное время действует в Украине. Такая налоговая модель абсолютно приемлема для олигархического капитала, однако убыточна для государства и ущербна для населения. Плоское налогообложение — это не столько простая идея, как об этом говорят ее сторонники, сколько простецкая, обманчивая практика, от которой страдает большинство соотечественников. В Парламенте словоблудие взяло верх над здравым смыслом, и модель плоского налогообложения была взята за базу. Хотя в социально ответственном государстве богатые должны платить более высокие налоги, поскольку иначе невозможно привести к равновесию социальную систему.
Во-вторых, актуально жестко противодействовать практике уклонения от уплаты налогов и дивидендов от государственных монополий (например, Укрнафта практически полтора года уклоняется от уплаты налогов и дивидендов на общую сумму свыше 11 млрд грн.), а также больших частных корпораций.
В-третьих, исполнительной властью вместе с центральным банком должны осуществляться эффективные мероприятия по детенизации финансово-денежных отношений. В настоящее время тенизация лишает государственный бюджет нескольких сотен миллиардов денежных поступлений.
В-четвертых, беспрецедентная открытость украинских границ, коррумпированность таможенных и контролирующих органов способствуют перманентному оттоку финансового капитала в оффшорные лагуны.
Перечень резервов пополнения государственного бюджета можно продолжать. В то же время необходимо немедленно запретить практику циничного налогообложения мизерных пенсий, работающих пенсионеров и налоги на банковские депозиты.
Стабильные зарплатные доходы станут ощутимым инвестиционным источником для национальной экономики. А это чрезвычайно важно, поскольку сейчас в Украине — недокредитованная, капиталодефицитная экономика, которая находится в состоянии хронического упадка. Высокие зарплаты — это, во-первых, объемные налоговые отчисления, которые стойко будут пополнять государственный и местный бюджеты; во-вторых, соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, который сейчас находится на полной дотационной подпитке; в-третьих, ощутимое оздоровление морально психологического климата в семьях и в обществе в целом.