Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогие вожди дисконтных масс

Почему власть не интересуется своим главным ресурсом, хотя расплачивается им за другие?
28 сентября, 2017 - 10:36
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Пульс страны учащается, уровень адреналина поднимается, а тестостерона падает. Мы — накануне потрясений. На этот раз сезонное обострение хронических болезней пришло раньше холодов и платежек. Принес его ветер несостоявшихся перемен, под который развернули паруса капитаны и боцманы политических плавсредств. Напрасно измерять силу ветра анемометрами с именами панов и пани от оппозиции и власти. Напрасно полагать, что если бы президент Украины П.Порошенко не лишил президента Грузии М.Саакашвили украинского гражданства, то мы бы имели спокойную осень патриархов нашей политики. Нет, в схватках старожилов телевизионных новостей уже нет смысла. Победят не они и не новые лидеры, а реальность повседневной жизни населения, которую не признает официоз и участники политического драйва.

Население, народ, люди, общество — синонимы, которыми мы пользуемся, пытаясь выразить настроения и жизнь многих миллионов граждан Украины. Но что знают о них в тех инстанциях, где обязаны интересоваться государственными ресурсами. Там, где умеют подсчитывать гектары, тонны, кубометры, литры, киловатты и калории? Увы, человеческий потенциал не измеряется даже численно.

Несколько лет назад, когда команда Виктора Януковича грабила и продавала Украину нынешнему агрессору, никто не рассчитывал на позитивные перемены. Та власть не ощущала ни земли под ногами, ни людей, разделив общество на два лагеря. Со знаменами Евросоюза и России по разные стороны ментальных баррикад. В одном оказались сторонники хорошей жизни для общества, в другом — для руководящих лиц. Янукович бежал под сень своих симпатий вместе с плеядой соратников с большой дороги ЕврАзЭС. Надежды на новый курс общество возложило на широкие плечи опытного политика, успешного предпринимателя и сторонника евроинтеграции Петра Порошенко. Три года он вел страну в Европу по линии дипломатии, обороны и межгосударственного сотрудничества. Однако жизнь внутри не изменилась. К власти вернулись функционеры прошлого режима. Бюрократический аппарат занялся устройством собственной жизни. Монополии получили право бесконтрольно обирать население. Углубилась пропасть экономического неравенства, где чиновники получают миллионные премии за провалы в работе, а люди с трудовым стажем в 40 лет — пенсию ниже официально заниженного прожиточного минимума. Борьба с коррупцией, сосредоточенной в высших государственных инстанциях, свелась к созданию всевозможных надзирающих органов и расправам с конкурентами по бизнесу и мелкими взяточниками. Иерархическая структура Украины фактически повторила царскую, где наверху был монарх с неограниченными полномочиями. Ниже расположилось министерство двора (администрация), управляющая территориями и кабинетом министров. Еще ниже — сам кабинет, исполняющий высочайшую волю и диктующий парламенту правила законодательного оформления этой воли. Безумствующий в роскоши правящий класс, обнищавший средний и море бедности, конечно же, сформировались не за одну президентскую каденцию. Но поломать эту систему должен был именно Петр Порошенко, получивший от общества кредит доверия и знавший по опыту своего кума Виктора Ющенко, чем оборачивается упущенный момент наибольшего благоприятствования реформам. Не смог, и о причинах такой неспособности сегодня пишут наши и зарубежные эксперты, находя их в личных качествах главы государства.

Роль личности в украинской политике не убавишь. Со времен Леонида Кучмы первое лицо быстро становится единственным, принимающим решения. Кабмин, парламент, суды и правоохранительные органы мгновенно выстраиваются по ранжиру за спиной главной фигуры в отечестве. Такова традиция, и таково желание самой фигуры, стяжающей полномочия, не подозревая, что приобретение абсолютных прав делает ее единственным ответчиком за все хорошее и плохое, что творится под нашим флагом. А какова роль людей, над которыми возвышаются правители и чиновники, что отводится им для самореализации? Кто они, то есть мы, присутствующие в очень непохожих социальных слоях, на разных образовательных уровнях, говорящие на разных языках, имеющие свои непохожие культурные и религиозные традиции, но единые в желании жить в процветающей стране?

Первые лица создают полотно Украины в зависимости от собственных вкусов и личного понимания проблем. Вторые лица их поддерживают в правоте и заблуждениях. Вместе они находят ресурсы для стимулирования поклонников своих талантов. При самых низких рейтингах власти ее медийная поддержка высока. Губернаторы и администраторы, политологи и политтехнологи, люди из коалиции и полиции заполняют информационные поля доводами о нашем процветании. Разумеется, факты находятся: люди работают, и у каждого есть достижения — на фермах и заводах, в театрах и университетах. Армия воюет с врагом. Общество пытается изменить себя и страну. Но есть сфера, где ничего хорошего не происходит, а в последнее время она и вовсе не принимается во внимание. Эта сфера — человеческий потенциал Украины.

Напрасно пытаться различить его очертания на фоне энергетики, тарифов, пошлин, субсидий... Мы не представляем, сколько нас, граждан Украины, проживает в стране и в регионах. А значит, не знаем количества имеющихся и необходимых рабочих мест, тех, кому нужны субсидии, а кому лекарства. Мы догадываемся об огромном оттоке людей из страны, но не определяем, сколько, кто, куда выехал из Украины и вернется ли он сюда. Миллион, два, три? Если пропадет областной центр, мы, конечно, заметим его отсутствие. Но если исчезнет такое же количество населения — отовсюду, понемногу, — не ощутим потерь. От министров до стрелочников все знают: нельзя прожить на прожиточный минимум. Но минимум утверждается в правительстве, где, видимо, хранится визуальный образ украинца-лилипута, которому носового платка хватает на одежду, а куриной ножки на еду. Но, если серьезно, что знают о нас в Кабмине, без красивых слов, эпитетов и сравнений?

Государство в области народознания владеет двумя точными цифрами. Сколько нас родилось и сколько умерло. Потому, что на «смерть» и «рождение» выписывается справка. Других справок нет. Я это знаю не только, как журналист, но и по своей депутатской работе. Составляя «акти обстеження» — бумаги, подтверждающие права граждан на субсидии и льготы, вижу, что наша социальная система не способна отличить действительно нуждающегося человека от пользующегося случаем поживиться за государственный счет. Зарегистрированного в селе и проживающего в городе. Владеющего востребованной специальностью и лишенного всякой профессиональной ориентации. Такая слепота выгодна монополиям, куда, в конечном итоге, попадают все субсидии. Но она невыгодна власти, поскольку лишает ее зрения, вынуждая ощупью решать социальные проблемы национального масштаба. 

Разумеется, какими-то цифрами мы оперируем. Можно приблизительно судить о количестве вич-инфицированных, больных туберкулезом, пенсионеров... Но точные статистические исследования уже давно являются либо секретными, либо малодостоверными. Одни цифры замалчиваются, чтобы не развеивать иллюзии движения вперед, другие слишком сложны для получения отставшим от жизни Госкомстатом. Есть проблемы и серьезнее. Сегодня в Украине происходит скрытый процесс административного переустройства. Его проводит не государство, а «сами люди», как уверяют нас в высоких кабинетах. На практике же идет перелицовка старых административных границ между районами в пользу местных политических и деловых кругов. Государство не принимает в этом никакого участия, хотя именно оно будет исправлять все социальные перекосы, возникшие при спонтанном административном переустройстве. Какой будет новая карта, страна узнает накануне выборов, когда разгорятся споры о количестве граждан, имеющих права голоса на избирательных участках новых громад. Пока же территориальные сообщества областей делятся и сливаются, как инфузории-туфельки, а убогие статистические отделы районов окончательно теряют связь с людьми. Информацией будут владеть лишь хозяева вотчин.

Получается удивительная картина. Интернет-технологии позволяют создавать обширные базы данных о людях, буквально заглядывать в их кастрюли и спальни, определять доходы и расходы, возраст и образование, симпатии и антипатии. Бизнес также  заинтересован в данных о трудовом и потребительском ресурсе. Но ничего не происходит в реальном мире. На сайте Госкомстата нас — 42 356 153, без учета населения Крыма. Институт демографии и социальный исследований НАН Украины вывесил здесь и свой прогноз по народонаселению до 2050 года, написанный в 2006 и полностью утративший актуальность уже сегодня. Называя метафорично свою землю terra incognita, мы без всяких преувеличений можем считать себя малоизученным народом.

Но вернемся в наш теплый сентябрь, богатый сенсациями и протестами. Чем он закончится, и что принесут холода? Сегодня в глазах власти Украина сохраняет прекрасную форму. Жизнь налаживается, нас поддерживает Запад, и запланирован бюджет в триллион (пока что) гривен. Взгляд оппозиции фиксирует другое. Жизнь ухудшается. Запад требует реформ, новые законы приведут к обнищанию населения. Страна всегда цветет в руководящих глазах и чахнет в оппозиционных. Цикл известный... Общество вынуждено выбирать между «все прекрасно» и «все пропало» вот уже который раз. Михаил Саакашвили, поднять или опустить которого сейчас желает все население, страшен для власти не своей харизмой, свойственной противоречивым личностям. Личности на наших просторах бывали всякие, и штурмы границ, судов, казенных домов случались с их участием не раз. Но здесь случай особый. Политический лидер идет наверх, прямо опираясь на народные массы. В этом смысле Михаил Николозович — персонализированный Майдан. И, как всякий майдан, он опасен дестабилизацией общества и приятен возможностью кардинального слома устоев.

Вранье в борющихся за власть лагерях привело к дезориентации общества, которое бурлит эмоциями, но дремлет разумом. На интеллектуальном поле — тишина. Нет знаний о предмете, самом обществе, есть только ощущения недовольств и настроений разных людей. Их научились изучать, чувствовать, использовать в нашем истеблишменте, выдавая за знания. Достаточно просмотреть новостные ленты социальных сетей, чтобы убедиться в крайней поляризации мнений и черно-белой картине бытия, предложенной верхами. Потому, что другого имиджа в библиотеке их изображений нет. Выражаясь терминами кинопроката, украинская драма сегодня представлена экшеном без сюжета, где люди, орудуя вилами и локтями, прорывают и защищают границы, бегут к нам и от нас, но зритель так и не понимает смысла картины, хотя не сдерживает слез и гнева, просматривая ее эпизоды.

Придать содержание этому захватывающему и динамичному действию может только акцент на главном герое. Кто он? Если им окажется очередная персона, возвышенная до прав игнорирования прав, то циклы Л.Кучмы, В.Ющенко, В.Януковича и П.Порошенко повторятся, получив еще одно собственное имя. Если же раскроется лицо общества: проявятся его хорошие и плохие черты, структура, цели, гражданский и трудовой потенциал, все сложится иначе. Но сначала надо изучить народ. Не знаю, как заставить это сделать. Может, кричать: «Эй вы, там наверху! Посмотрите на богатства, которые не надо просить у МВФ! Если не понимаете, чем владеете, то хотя бы пересчитайте!»

Александр ПРИЛИПКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ