На различные «горячие» линии иногда приходилось звонить, а своими глазами видеть их работу раньше не доводилось. Вчера такая возможность представилась. Аккредитованным на коллегию Пенсионного фонда журналистам пришлось размещать верхнюю одежду на «горячем» подоконнике. Впрочем, обстановка в этой тесной комнате была, не в пример эпицентру киевских столкновений, шумная, но довольно спокойная. Оператор линии 0 800 503 753, заткнув пальцем свободное ухо, утешала пенсионера: «Приносите в отделение ваши документы, и все будет в порядке...».
Похожую миссию взяла на себя и министр социальной политики Наталья Королевская. Она говорила о том, что «нам (т.е. министерству? — Авт.) удалось уменьшить разрыв в пенсиях между простыми людьми и народными депутатами, чиновниками». Если раньше нардепы, уходя на пенсию, по словам министра, получали 16 тысяч 121 гривну, то теперь 9 тысяч 490. Но и это — много, уверяла Королевская, благо ей самой до депутатской пенсии еще далеко. И обещала и дальше сокращать злополучный разрыв.
Тем временем в Украине 2 миллиона 428 тысяч человек еще довольствуются пенсией, которая ниже тысячи гривен. И Королевская, словно в былые депутатские времена, настаивает на том, что таких пенсий в Украине совсем не должно быть... По ее словам, в марте начинается двухэтапное повышение пенсий, и в октябре о пенсиях меньше тысячи гривен уже можно будет забыть.
Королевская также убеждает сотрудников Пенсионного фонда работать так, чтобы люди вообще забыли о задержках пенсионных выплат: «Потому что это очень уязвимая категория населения, и задержка пенсии для таких людей — это отсутствие хлеба на столе». И даже достала откуда-то кнут: «Иначе чиновнику самому придется обращаться за помощью по безработице». К 1 июня задолженности по выплатам пенсий должны быть сокращены на 50%, приказывает министр.
По словам Королевской, основной источник поступления средств в Пенсионный фонд — единый социальный взнос, который выплачивают граждане и предприятия. С четвертого квартала этого года его администрированием занимается уже не Пенсионный фонд, а Министерство доходов и сборов. Но министр призывает чиновников фонда не ждать этих поступлений. Она уверена, что ключевой ресурс Пенсионного фонда — это легализация заработных плат. В то время как нелегальные зарплаты в конвертах лишают людей ряда социальных гарантий. Чтобы подтвердить эту мысль министр приводит в пример харьковское предприятие «Хартрон», которое всегда считалось благополучным. Но там недавно случился пожар. Пострадали люди. «И какими будут социальные выплаты по этому случаю, если средняя зарплата составляла 153 гривны? Что получат семьи?!», — возмущается Королевская.
Она также настаивает на улучшении качества обслуживания людей в отделениях Пенсионного фонда, требует обеспечивать возможности для доступа в учреждения фонда инвалидов, разъяснять людям законодательство, подыскивать самые привлекательные варианты при назначении пенсий, развивать дистанционную систему, при которой человек не видит того, кто занимается расчетом его пенсии. Министр потребовала резко сократить расходы учреждений фонда, в частности, за аренду помещений и довести соответствующую статью расходов при помощи местных властей до символической одной гривны.
Но стратегическая задача фонда, по Королевской, — создание накопительной пенсионной системы. Министр, видимо, понимает всю сложность и противоречивость этой работы, а потому призывает подчиненных проработать варианты по всем возможным сценариям, да еще и с учетом требования не нарушить сбалансированность действующей солидарной системы. «Накопительную систему, как и в европейских странах, будет администрировать Пенсионный фонд», — не сомневается Королевская.
«Посмотрим», — мог бы ответить на последнюю мысль заместитель министра доходов и сборов Андрей Игнатов, но промолчал... И стал по бумажке и с акцентом (еще хуже, чем у Азарова) отчитываться об администрировании единого взноса, чем его ведомство занимается всего один квартал. Но, слава Богу, цифры оказались, как говорится, «справни». Игнатов заверил, что Миндоходов сделало все (и прибавил: как мы думаем), чтобы наполнить пенсионный фонд.