На прошлой неделе Всемирный банк (ВБ) в своем отчете намекнул: уже в скором времени его деньги (предусмотренные программой ежегодного инвестиционного кредитования IFC. — Ред.) могут стать для Украины едва ли не единственным источником международного кредитования. Якобы в Вашингтоне устали от невыполненных обещаний украинских властей, и МВФ уже всерьез подумывает о разрыве кредитного соглашения с Украиной.
Стратегия партнерства с Украиной на 2012—2016 годы, утвержденная советом исполнительных директоров ВБ, дает довольно суровую оценку состоянию украинской экономики и, в частности, банковской системы, вынося не менее суровый приговор: «Один из ключевых макроэкономических рисков связан с доступом к внешнему финансированию. Есть риск расторжения действующего соглашения о кредите stand-by с МВФ, усиливаются риски для реструктуризации задолженности, связанные с тем, что на 2012 год приходятся значительные суммы выплат по обслуживанию долга, в том числе перед МВФ». ВБ ставит Украине довольно жесткие условия для получения финансирования: «Повышение тарифов на энергоносители для домохозяйств и коммунальных предприятий, решение структурных проблем в газовом секторе будут проверкой серьезности намерений правительства, особенно в канун парламентских выборов в 2012 году». Проще говоря, не будет реформ — не будет и средств изменяться.
В стратегии отмечается, что общая сумма задолженности Украины европейским банкам является высокой, и банковский кризис в Европе или уменьшение банками части кредитных средств может привести к финансовой нестабильности в Украине. «Банк не может эффективно смягчить эти риски, — подчеркивают авторы документа, — однако опыт кризиса 2008—2009 гг. дает основания считать, что власть может быстро реагировать в период кризиса, чтобы возобновить доступ к финансированию».
Сделал ли ВБ какое-то открытие в отношении украинских проблем? Напомним, что премьер-министр Украины Николай Азаров еще в начале этого года заявил, что Украина в 2012 году сможет обойтись без новых кредитов МВФ, как она это сделала в 2011 году. И все же правительство, по его словам, надеется возобновить кредитование, чтобы рефинансировать полученные в 2008—2009 гг. кредиты МВФ по предыдущей программе stand-by. По данным МВФ, выплаты Украины этой финансовой организации в 2012 году составят 3,75 миллиарда долл.
Интересно, что накануне того дня, когда Стратегия партнерства ВБ с Украиной попала в СМИ, очень значимое и даже несколько неожиданное заявление сделал глава Национального банка Сергей Арбузов. Он, конечно, не стал обсуждать намерений правительства поднимать или не поднимать цены на газ для населения, а говорил исключительно о том, что входит в сферу ответственности регулятора — о стабильности национальной валюты. «В этом году НБУ также принимает необходимые меры для удержания нормального — позитивного или нулевого — платежного сальдо, и можно с уверенностью говорить, что движение валюты также будет прогнозируемым. То есть, мы пока не видим предпосылок для глубокой девальвации или ревальвации», цитирует его сайт Нацбанка. «В настоящее время стабильности национальной валюты ничто не угрожает, — продолжал Арбузов. — НБУ принимает все необходимые меры для обеспечения стабильности платежного баланса, от которого напрямую зависит стабильность национальной валюты».
Если верить молодому банкиру (высокопоставленные сотрудники НБУ говорят о нем как о профессионале с особо изворотливыми мозгами), Украина имеет возможность и решимость нормализировать единственный из макропоказателей, который может сегодня вызывать беспокойство. Думается, его слова предназначались как раз Всемирному банку и должны были убедить международных банкиров, что Украина — ответственный и надежный партнер, который может в срок и полностью обслуживать свои обязательства.
Между тем в Стратегии ВБ обращает на себя внимание не только экономический анализ украинских реалий. Настойчивое, вслед за МВФ, требование повысить цены на энергоносители для населения напоминает плохо прикрытое политическое давление, ярко проглядывающее в вышеприведенной фразе о «проверке серьезности намерений правительства, особенно в канун парламентских выборов». Впрочем, некоторые опрошенные «Днем» эксперты прозрачно намекали также на то, что и за экономическими, и за политическими условиями кредиторов стоит забота о так называемых «политических узниках». Но есть и другое мнение: если власти так дороги судьбы страны и ее людей, она могла бы и пожертвовать во имя них своими мягкими креслами.
Однако источник, близкий к правительству, сказал «Дню», что расторжение соглашения о кредите stand-by вовсе не означает разрыва отношений с МВФ. По мнению эксперта, риск невыполнения этого соглашения «крайне небольшой». Кроме того, он напомнил, что в истории Украины уже были случаи, когда приходилось отказываться от ранее заключенного соглашения с МВФ. В этом случае начинались переговоры о новом кредитном договоре. И это было неоднократно, подчеркнул собеседник «Дня». Сейчас такой вариант тоже теоретически возможен, но продолжение действующего соглашения напрямую зависит от результатов переговоров с Россией о цене газа. Существующий уровень газовых цен для населения подталкивает МВФ к исключительно жестким требованиям по повышению тарифов.
Но украинская сторона не может на это пойти, отмечает эксперт. А поскольку сегодня соглашения с Россией по газу еще нет и никто не знает, какой будет цена газа для Украины, очень трудно предсказывать судьбу программы с МВФ. Как только такое соглашение подпишут, состоятся дополнительные переговоры с Фондом, на которых уточнят траекторию дальнейшего движения макроэкономической ситуации в Украине. МВФ настаивает, чтобы мы, говорит источник, привели свои финансы в порядок или хотя бы рассказали, каким образом будем закрывать бюджетные дыры и, прежде всего, в бюджете «Нафтогаза».
Чтобы погасить суммы долга МВФ, подлежащие возврату в этом году, Украине не остается вариантов, кроме поиска источников денег для перекредитования. И хуже всего то, что «другие» кредиты будут намного дороже, утверждает источник. И тут рассказывает об имеющемся выходе: сегодня перед Минфином и Нацбанком открываются новые возможности, которыми надо будет обязательно воспользоваться, — привлечение сбережений украинских граждан в иностранной валюте. Первые успешные выпуски таких облигаций показывают, что это правильное решение, убеждает собеседник. Вот только коммерческие банки, по его словам, пока очень неохотно оказывают эту услугу населению. Им куда выгоднее одалживать правительству под 9% средства с депозитов населения, за которые они сами платят по 6%. Но даже и это куда дешевле, чем кредиты, которые могут предоставить Украине частные иностранные инвесторы или Россия и Китай. Правительству, конечно, выгоднее брать деньги там, где они дешевле. Но весь вопрос в том, что в год выборов оно, естественно, не пойдет на повышение тарифов, резюмирует чиновник.
Что будет с финансовой безопасностью страны, если кредитное соглашение с МВФ таки будет разорвано? Кто уже готов стать для нас альтернативным источником денежных вливаний, и чем такой поворот событий грозит нам и геополитической карте мира? На эти и другие вопросы «День» попросил ответить экспертов.
КОММЕНТАРИИ
«НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЛЛЮЗИЙ, ЧТО МВФ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»
Виктор ПИНЗЕНИК, экс-министр финансов Украины:
— МВФ не принимал решения отменить программу. И, надеюсь, не будет. Но риски для такого сценария существуют. Уже год как программа финансирования не работает. Она остановлена. Сама остановка программы является следствием так называемых обзоров программы и последующих визитов или консультаций, которые в привычных, нормальных условиях завершаются выделением следующего транша.
Но так не может продолжаться вечно. Тем более, что это уже второй, начиная с 2008 года, случай. В 2009 году программа останавливалась и потом была отменена. Правда, тогда это произошло одновременно с одобрением новой программы.
Причины обеих остановок одинаковы — невыполнение заданий экономической политики, которые обязывались выполнять.
Будет или не будет работать программа, в решающей мере зависит от украинской стороны, от воли держать слово (выполнять взятые обязательства). И нужно избавиться от иллюзий, что МВФ будет выполнять благотворительные функции.
Уже сейчас Украина встречается с проблемой удержания одного из фундаментальных балансов — потоков внешних платежей (платежный баланс). Торговая часть баланса в прошлом году приблизилась к уровню 2008 года — 14,2 миллиарда долларов США (18,5 в 2008 г.). По кредитным отношениям нужно вернуть на протяжении года более 50 миллиардов долларов. Резервы — менее 31 миллиарда долларов. Отсюда понятна чрезвычайная наша уязвимость от рефинансирования старых долгов. А МВФ это и сигнал для других, и собственно деньги. Но, в первую очередь, нужны сигналы с украинской стороны. Слова и заявления уже доверия не будут иметь. По моему мнению, будет действовать принцип: утром — стулья, вечером — деньги, а не наоборот.
«СВОИМ УПРЯМСТВОМ В ВАШИНГТОНЕ РИСКУЮТ СДАТЬ УКРАИНУ РОССИИ ИЛИ КИТАЮ»
Виктор ЛИСИЦКИЙ, экономист, экс-председатель группы советников председателя НБУ:
— Если Украина потеряет МВФ, то это повлечет за собой существенные потери на внешних рынках. В первую очередь сократятся иностранные инвестиции, будет происходить сворачивание проектов сотрудничества с другими странами. Ведь что бы там ни говорили о МВФ, его отношение к стране является одним из определяющих факторов для решения инвестора, иметь дело с этой страной или нет. Украине сегодня вовсе не с руки давать лишние основания для волнения своим потенциальным партнерам.
Я лично не вижу экономических оснований для расторжения МВФ кредитного договора с Украиной. Впрочем, он (МВФ. — Ред.) сегодня находится под значительным влиянием политических факторов. Мировой банк в своем отчете написал, что в Украине нет диалога власти с бизнесом. Это интеллигентная формулировка для общественности, в действительности же они прекрасно понимают, что в Украине сегодня происходит перераспределение собственности и сфер влияния.
МВФ неоднократно отмечал, что его деятельность направлена на поддержание монетарной стабильности. К вопросам демократии они имеют очень опосредствованное отношение. Одно дело — это демократический строй, другое — монетарная стабильность. Корреляция между ними может быть очень слабая. Это уже продемонстрировал пример Греции.
В пределах улучшения правил игры мы сможем с ними договориться. Но если они переходят на язык политических категорий, то они тем самым подталкивают нас к более тесному союзу с Россией. Мир конкурентный. Если Украине денег не даст МВФ, то, как раньше заявлял вице-премьер Сергей Тигипко, даст Россия и Китай. Основные генераторы решений в Вашингтоне должны понимать, что из-за своего упрямства они рискуют сдать Украину своему конкуренту и проиграть игру. Украина может стать ключевым партнером в конкурентной борьбе США с Россией и Китаем. Пусть лучше читают Бжезинского. Такое впечатление, что они уже не помнят, каким был мир 50 лет назад.
«СЛОВО «РАЗОРВАТЬ» — ИЗ ЛЕКСИКОНА СЕМЕЙНОЙ ССОРЫ»
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— МВФ действует совершенно формально: если не выполняется совместно согласованное действие — он не дает денег, выполняется — дает. Тут нет никаких тайных мотивов. Какое-то политическое давление, наверное, всегда есть, но решения связаны именно с этим. И если будут выполнены условия займа, сотрудничество возобновится.
Слово «разорвет» означает некую драматичность, то есть «я с тобой больше не играю». Так МВФ не поступит. Пока он не будет давать денег Украине, но и прекращать сотрудничество у него тоже нет возможности, ведь мы — члены МВФ. Мне кажется, это заявление — излишняя драматизация. Просто мы не выполняем по объективным причинам условий договора, потому что это вытекает из общей, я бы сказал, всей конструкции политики нашего правительства, для которого кардинальное изменение системы управления, в том числе экономического, затруднительно. Оно не в состоянии проводить либеральных реформ. МВФ требует, как правило, либерализации государственного управления. Например, такое простое требование: тратьте по средствам, то есть тратьте доходы, а не потери. Такое простое требование на самом деле выполнить очень трудно. Оно противоречит популизму, коррупции. Поэтому, наверное, не получится выполнять эти требования. Значит, у нас будут большие проблемы с МВФ, и вряд ли МВФ в ближайшее время будет давать нам дополнительные средства. А слово «разорвать» — из лексикона семейной ссоры.
«ДВИГАЕМСЯ НЕ В ТУ СТОРОНУ»
Владимир ЛАНОВЫЙ, бывший министр экономики Украины, президент «Центра рыночных реформ»:
— Я думаю, соглашение будет разорвано. Причины: первая — бесперспективность предоставления кредита, поскольку финансовая и макроэкономическая ситуация в Украине лишь ухудшается, то есть имеем несоответствие целей предоставления кредита и результатов от его использования. Вторая — долговой кризис в Европе и недостаток ресурсов для поддержки некредитоспособных государств. Третья — ухудшение общего экономического и демократического климата в Украине.
Чтобы изменить решение Украина должна изменить власть. Потому что нужны совсем другие подходы. Украина двигается не в ту сторону, в несоответствии с рыночными приоритетами, приоритетами гражданского общества, сбалансированности финансов. Всё, что делается, к сожалению, разрушает и экономическое, и социально-экономическое развитие.
Сейчас правительство ничего не сможет сделать, предложить, потому что уже допущены дефициты бюджета, высокие цены на газ, — все механизмы двигаются и создают дисбаланс в финансах и валюте значительно больший, чем был в прошлом году.
В целом же, правительство должно было бы, во-первых, остановиться, принять профицитный бюджет страны, создать условия стимулирования экспорта (автоматическое возвращение НДС и так далее). Во-вторых, уменьшить покупку газа в России. В-третьих: остановить кредитование банками дефицита бюджета и проектов, которые проводятся через стабилизационный фонд, дать возможность сбалансировать ликвидность банковской системы: снизить процентные ставки и увеличить её кредитоспособность.
Если кредитный договор всё-таки будет разорван, то правительство будет вынуждено в этом году снижать ставку курса гривни. В то же время, не будет никакого конца. Экономика гибкая. Будет постепенная девальвация гривни: то, чего не хотят правительственные чиновники, потому что им нужно отдавать международные долги.