Поскольку факты многочисленных судебных «ошибок» (если не сказать больше) едва ли не ежедневно становятся достоянием общественности, то реформа судебной системы приобретает признаки все более очевидного требования дня. А среди таких фактов — проштампованное несколькими судебными инстанциями Украины абсурдное решение о признании ООО «Славутич-Капитал» регистратором ОАО «Никопольский завод ферросплавов». Причем они были приняты уже после того, как Верховный Суд лишил «Славутич» этого «звания». Даже члены Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку не знают, как объяснить столь странный судебный феномен, ведь решения Верховного Суда окончательны и пересмотру не подлежат, в том числе, конечно, и другими судами.
В этих условиях «Славутич» предпринял невиданный прежде в юридической и общественной практике нашей страны маневр. Понятно, что Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), а также Фонд госимущества, будучи центральными органами государственной власти, просто не могут (как это сделали, основываясь непонятно на чем, суды) узаконить двойное ведение реестров. (Непосредственно к делу это отношения, безусловно, не имеет, но все же напомним, что «двойное ведение» в баскетболе является запрещенным приемом и карается штрафным броском. А на фондовом рынке Украины за такой «фол» можно поплатиться лицензией). Поэтому глава правления ООО «Славутич-Капитал» Геннадий Корбан, представляющей также интересы группы «Приват» в корпоративных конфликтах вокруг НЗФ, решил действовать превентивно. Он обратился в правительство с просьбой отстранить ГКЦБФР и ФГИУ от решения вопроса НЗФ. Интересно, что мотивировать свою просьбу ему пришлось всего лишь неоднократно звучавшими обвинениями руководства ГКЦБФР и ФГИУ в коррупции. Примечательно, что господин Корбан при этом умолчал, что в коррупции ФГИУ и ГКЦБФР обвинял он сам, да и еще несколько представителей все той же группы «Приват». Т.е. сам обвиняет, а потом на основании своих же слов представляет якобы всенародное мнение и требует: отстранить!
После пресс-конференции представителей ГКЦБФР, прошедшей в Киеве в конце минувшей недели, стало ясно, чем вызвана такая активность г-на Корбана. Комиссия представила журналистам свое исследование случаев ведения двойных реестров. И, как оказалось, «Славутич» выступает в нем одним из основных фигурантов. Причем не только в деле НЗФ, но и еще в ряде подобных случаев. В результате лицензия этого горе-регистратора оказалась под угрозой.
Но тертый калач, не теряя времени, заручился решением Саратского суда, которое обязывает ГКЦБФР продлить ему лицензию. И тут у нас опять появляется повод поговорить о судебной реформе. Дело в том, что это решение суда принималось без участия представителей Госкомиссии, которую даже не привлекли к слушанию дела, хотя это — грубое нарушение закона.
Впрочем, ничего необычного для отечественной судебной системы в этом нет. В деле НЗФ фигурируют десятки подобных решений, принятых в ходе слушаний, на которые ответчик даже не приглашался. С этим, конечно же, мириться нельзя. И, как только в ГКЦБФР узнали о решении Саратского суда, оно было сразу же опротестовано.
Напомним, что акции НЗФ по-прежнему находятся на счету консорциума «Приднепровье», причиной тому определение того же суда, которым он поручил «Славутичу» перевести обездвиженные акции НЗФ. Проблема в том, что перевести обездвиженные акции, согласно закону, может только хранитель, на счету которого они находятся (в случае с НЗФ — это «Укрсоцбанк»). То есть если бы даже «Славутич» действительно был регистратором завода, то к переводу акций он все равно никакого отношения иметь не мог.
По словам представителей ГКЦБФР, дело НЗФ является всего лишь частным случаем и наглядным примером того, как некоторые коммерческие структуры, используя двойные реестры, пытаются захватывать чужую собственность. Положить этому конец может только наведение порядка в судах. Мнение о неотложности судебной реформы все более вызревает. В том числе и в среде законодателей. Например, народный депутат Кармазин на прошлой неделе обвинил главу Высшего хозяйственного суда в коррупции и незаконном бизнесе на судебных решениях. Куда уж дальше?