Третья декада января, на протяжении которой Украина рассчитывала урегулировать с РФ вопросы тарифной политики в сфере транспортировки международных железнодорожных грузов, уже на исходе.
Как сообщалось, недавно стороны повысили ставки тарифов на перевозку международных грузов. С 1 января, согласно решению Федеральной энергетической комиссии правительства РФ, российская сторона повысила в среднем на 12% ставки на транспортировку международных железнодорожных грузов. При этом ставки на транспортировку нефтепродуктов, коксующегося угля, кокса — товаров, имеющих стратегическое значение для Украины, повышены на 22—48%.
Итак, первой «начала» тарифную перебранку Россия. Начальник главного коммерческого управления государственной администрации железных дорог «Укрзализныця» Виктор Черный сообщил, что украинская сторона расценивает повышение ставок как «дискриминационную меру» и будет выступать за ее отмену. Черный затруднился спрогнозировать возможное влияние новых тарифов на экономику украинских предприятий в будущем. Но при этом отметил, что изменения заявленного совокупного объема транзитных грузов из РФ через Украину на февраль коснулись не столько объема, сколько структуры транзита.
В качестве ответной меры Украина с 12 января ввела повышение в среднем на 15% ставок к тарифам на транспортировку транзитных железнодорожных грузов, следующих в Россию или из нее. Тем не менее, украинские железнодорожные транзитные тарифные ставки в среднем в 2—2,5 раза ниже российских.
Чем и когда завершится эта странная «железнодорожная война»? Будет ли она последней на Едином экономическом пространстве? Ясно одно, что создание ЕЭП должно сопровождаться не наращиванием, а ликвидацией искусственных барьеров. Иначе вопрос о целесообразности такого объединения будет возникать снова и снова.