Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эффект от инноваций

Может ли украинская экономика ждать 10 лет?
25 октября, 2011 - 19:14

Как хочется поверить в чудо! Нашли, казалось бы, верное средство — инновации. Но прошло уже добрых 15 лет, как уповаем на них, а результаты пока несущественные. Чуда сразу не бывает. Слишком многое надо осуществить, чтобы оно свершилось. И дело не только в том, что не хватает денег на инновации.

Расчеты, проведенные на кафедре экономики и маркетинга Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ»), показали, что в целом по национальному хозяйству Украины прогрессивные инновации окажутся эффективными через 10 лет после их реализации, если производительность и, соответственно, объемы выпуска продукции вырастут в 2,25 раза по сравнению с использованием существующих средств труда.

Удастся ли достичь таких объемов и найти тех, кому сбывать столько продукции? На сегодня при значительно меньших объемах часть предприятий — убыточна потому, что величина их выпуска находится ниже так называемой точки безубыточности, когда доходы от продажи товаров хотя бы покрывают расходы на их производство и реализацию.

И одна из причин — некуда девать продукцию, не берут. Да и согласятся ли производственники ждать 10 лет, когда инновации станут прибыльными? За счет чего же жить предприятию девять лет? Проще запустить более простые изделия, которые окупятся быстрее.

ТОПЛИВО ДЛЯ ИННОВАЦИЙ

Результаты наших расчетов, о которых говорилось выше, имели место, если для финансирования инноваций использовался один источник денежных средств — собственная прибыль субъектов предпринимательства. В мировой практике существенную роль играет еще один источник — накопленные амортизационные средства. К сожалению, на сегодня в Украине, как показали проведенные нами исследования, в том числе на харьковских предприятиях, на многих из них амортизационные накопления используются преимущественно для других целей — выплат заработной платы, штрафов, пени и т.д. Делается это не от хорошей жизни. Руководители предприятий вынуждены идти на это из-за нехватки денег. Тем более сложно говорить сегодня о расширении использования в Украине ускоренной амортизации. В промышленности около 40% предприятий — убыточные. Поэтому использование ускоренной амортизации будет способствовать увеличению цен на товары и приведет к их еще большей убыточности.

Тем не менее, следует искать резервы. Как говорят производственники — дайте нам льготы для внедрения инноваций, тогда изыщем возможности для использования хотя бы части амортизации на инновационные цели. На ряде предприятий, например, ЗАО «ХЕМЗ-ІРЕС», выпускающего установки с электродвигателями и насосами для добычи нефти, на развитие нового используется порядка 25% амортизационных накоплений, куда входят даже затраты на приобретение продуктов интеллектуальной собственности, лицензий и др. Последние имеют место далеко не на каждом предприятии. Но как показали выполненные нами расчеты, использование четвертой части амортизационных средств на инновации мало что меняет. А вот когда их задействовано до половины — картина существенно меняется в положительную сторону. В этом случае, при росте производительности в два раза, в национальном хозяйстве эффект достигается через четыре года, а в промышленности через три года.

ПСИХОЛОГИЯ СОБСТВЕННИКА ХРОМАЕТ

Успех инноваций зависит и от уровня кадрового обеспечения проведения инновационной деятельности, управления ею. Повышенные требования предъявляются к квалификации, активности руководителей предприятий и организаций. Увы, на сегодня целому ряду руководителей субъектов предпринимательства не хватает ни масштабного, перспективного мышления, ни желания. На данный момент берут продукцию, и ладно, — рассуждают они.

— А что будет дальше? — сокрушается директор Института проблем машиностроения НАНУ, академик НАНУ Ю. Мацевитий. — Переход на новый уровень работы — длительный процесс. Потом можно и не наверстать упущенное.

Долго положительных результатов ни хозяин, ни госструктуры, как и владельцы футбольных команд, ждать не желают. Среди директоров промышленных предприятий наблюдается большая текучесть. В Харькове, например, за последние несколько лет сменилось на треть представительство директорского корпуса. И те, что пришли на смену, оказываются далеко не всегда лучше уволенных.

Проблема здесь глубже. Несколько лет назад мне довелось участвовать в научной конференции в Москве, где выступал представитель Китая. Все ожидали победных реляций об успехах национальной экономики, а в докладе звучала озабоченность.

— Мы изменили форму собственности — говорил ученый из КНР, — но не привили людям психологию собственника. Менеджеров с современным мышлением не хватает, что может привести к замедлению темпов экономического роста.

Не хватает их и в Украине. Поэтому их подготовка — в числе первоочередных задач. Ведь не оправдались пока надежды на деятельность расгосударствленных предприятий. Они увлеклись преимущественно производством товаров народного потребления, несложной промышленной техники. Так проще, и вложенные средства оборачиваются быстрее.

ПАЛКИ В КОЛЕСАХ ИННОВАТОРОВ

Но сколько порой преград ставится создателям нового.

— Мы сконструировали оригинальный подшипник для электродвигателей, предназначенных для добычи нефти. Покупает их у нас, в основном, Россия. — рассказывает зам. генерального директора ЗАО «ХЕМЗ-ІРЕС» Ю. Стеценко. — Попробуй, докажи на таможне, что мы не везем ничего крамольного, нарушающего интересы страны. Пока получишь соответствующий сертификат, рак свиснет. А заказчик ждать не будет. Так можно потерять с таким трудом завоеванные рынки сбыта.

— И еще один момент, — продолжает Стеценко. — Таможня порой требует представить две детали или два изделия в целом для исследований. Они проходят испытания и изготовителю не возвращаются. Допустим, мы поставляем партию в 20 изделий. 18 из них заказчик не примет, увидит нарушение контракта. Платить же валютой за два дополнительных изделия не собирается. Несем потери мы. Подобных проволочек нет нигде в мире.

— Какой же выход?

— Существуют предприятия, фирмы с высокой репутацией. Они показали надежность в работе. Для таких субъектов предпринимательства массу подобных проверок можно отменить. А провинился — ограничивать или лишать на определенное время права поставок на экспорт. Наказание достаточное.

ПО ПУТИ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ

Эти и другие обстоятельства — финансовые, кадровые... принудили известного специалиста в области электротехники, профессора, заведующего кафедрой Харьковской академии городского хозяйства А. Соскова предложить на сегодня пойти по пути послевоенной Японии — покупать зарубежные лицензии и на их основе осваивать производство нового.

— Так обойдется дешевле, — аргументирует Сосков. — Кроме того, создание нового — всегда риск. Можно потратить деньги и ничего не получить... А когда накопим средства от продажи заимствованных изделий, можно приниматься и за свои серьезные разработки.

Определенный резон в этом есть. Но не загубим мы так свою научную мысль и производственные умения?

Тем более, что покупая порой зарубежное оборудование, например, электротехническое, которое находится практически на уровне отечественного — для металлургии, городского электротранспорта, мы способствуем гибели целых отраслей. В Харькове, например, фактически прекратил работу крупный электротехнический завод ХЕМЗ. Он являлся чуть ли не единственным в Украине по выпуску целого ряда крупных электрических машин, станций управления для металлургии, приносящей наибольшие валютные поступления государству. И получается, что не нужны целые научные и проектные институты. На кого им работать, откуда получать заказы? Недаром в последнее время участился отток молодых способных кадров за рубеж. Здесь они перспективы не видят.

— На сегодня в Украине потребляется только 7% собственной продукции, — констатирует первый заместитель начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской областной государственной администрации И. Колот. — Для примера, в США эта цифра составляет 92%. Если бы удалось довести внутреннее потребление своих товаров хотя бы до двух третей, экономика государства поднялась бы значительно.

Естественно, сами предприятия должны проявлять инициативу. К сожалению, социализм разбаловал нас в том смысле, что сковывал инициативу, приучил ждать указаний сверху. А рынок — это постоянный поиск, активность, неуспокоенность. И не все руководители еще окончательно этому научились.

Анатолий ЯКОВЛЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ