Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экологи-общественники — о плюсах и минусах добычи сланцевого газа, увиденных в США

10 июля, 2013 - 11:20

В Харьков из США вернулся представитель общественной организации «Зеленый Фронт» Андрей Цуканов, который побывал в местах разработок сланцевого газа и выяснял влияние процесса добычи газа на жизнь людей, живущих в непосредственной близости от скважин.

Три недели визита — с 8 по 29 июня — для группы украинских экологов читали лекции, демонстрировали фильмы и документы, устраивали дебаты, открыто знакомили с плюсами и минусами важного для Украины вопроса — что несет добыча сланцевого газа населению страны? Госдепартамент США разработал программу экологического визита и включил в нее все пожелания украинских гостей. Экологи побывали в Вашингтоне, в Остине, столице штата Техас, оттуда поехали в Даллас, где находится более 400 тысяч скважин добычи сланцевого газа, далее направились в столицу штата Колорадо — Денвер, где также расположено много скважин. После ознакомления с различными аспектами добычи сланцевого газа, общественники говорят: даже при идеальном выполнении правил безопасности сложно до конца понять и оценить последствия добычи.

«Главный вывод от увиденного в том, что очень большая проблема добычи газа — это отработанная вода, — рассказывает Андрей Цуканов. — Сейчас ее по большей части закачивают в подземные колодцы. Их надо специально сверлить либо использовать какие-то старые шахты. Соблюдать специальные условия, закачивать на большую глубину и поддерживать определенное давление. Негативные последствия закачки отработанной воды — это землетрясения, вызванные процессом. Отработанную воду утилизируют, закачивают сразу из многих скважин в одну. В США это дорогостоящий и трудоемкий налаженный процесс. Но кто будет заниматься перевозкой и утилизацией в Украине?»

Компании-разработчики газа в Америке платят населению за все, что связано с добычей и с ущербом для окружающих — например, покупают у общин воду. Люди, на участках которых идет добыча, получают крупные компенсации, порядка миллиона долларов. Кроме этого, при удачной добыче, они получают проценты от продаж газа. Но в Америке большая часть недр принадлежит частным владельцам. Иногда бывает раздельное обладание — поверхность принадлежит одному хозяину, а недра — другому. Однако, беспокоятся общественники, в Украине люди не владеют землей, и компенсация будет отправляться в карманы чиновников, учитывая степень коррупции страны. Кроме того, экологи уверены — лучше иметь дело с крупными добытчиками, а не с мелкими компаниями, которых большинство. Крупные компании могут выплатить компенсацию в случае нанесения экологического ущерба стране, а маленьким платить нечем, даже если распродать их имущество.

В целом, среди жителей США нет особенного беспокойства по поводу негативных последствий добычи. Люди спокойно живут вблизи скважин, иногда жилые дома и даже школы располагаются всего в 50 метрах от вышки, хотя стандарты отличаются в городской черте и в сельской местности — до 600 метров. Для резервуаров с отработанной водой не предусмотрено определенного расстояния до жилищ.

«Я видел чистую организованную страну, где чистый воздух и много зелени. Приезжаю сюда — грязная речка течет, свалки в лесу. В США во главу угла поставлен закон и свободная экономика. А в Украине то, что есть — не выполняется. И что особенно пугает — в Украине все монополизируется, подминается под одного собственника и его интересы».

В США, уверяет эколог, законодательно урегулированы малейшие аспекты добычи — в Украине это сложно представить. И, хотя в США есть различия между федеральным законодательством и законами штатов, но все сбалансировано, и сами добытчики, и руководство штатов стараются «перевыполнить» экологические требования по экономическим причинам. «К примеру, если принят определенный федеральный экологический стандарт, то в отдельных штатах он не может быть ниже — только выше! — поясняет Андрей Цуканов. — Или, скажем, в Колорадо запрещено хранить отработанную воду в открытых резервуарах. А в Пенсильвании пока не запрещено. Но, поскольку были инциденты с утечкой этой воды из открытых резервуаров, и добытчики были сурово наказаны — открыто судебное дело, наложены огромные штрафы, виновному грозит до трех лет тюрьмы — там решили, что дешевле хранить воду в цистернах, построили специальные хранилища. Хотя закон этого не требует!»

Но даже в США есть проблемы с информацией о добыче сланцевого газа. К примеру, в одном из докладов в университете Пенсильвании говорилось о необходимости сделать процесс добычи газа «максимально прозрачным». «Если в США, с их уровнем демократии, недостаточно широко подается информация о сланцевом газе, то что в таком случае можно сказать о «прозрачности» и открытости в Украине? И как после этого оценить опасность заражения территорий и информацию населения при добыче сланцевого газа?» — рассуждает Андрей Цуканов.

Добыча газа несет стране ощутимую экономическую прибыль, соглашаются специалисты. К примеру, уже сейчас, после 6—10 лет интенсивной добычи США почти перестали импортировать газ, из импортеров осталась только Канада. А к 2020 году Америка собирается полностью перейти на самообеспечение и стать экспортером газа по низкой цене.

Начало темы:

Четыре дня в Америке...

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ