Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экологически чистые перспективы

Новый мировой тренд — устойчивые государственные закупки
10 октября, 2014 - 19:05

Соглашение об ассоциации с ЕС открывает для украинских товаров европейские рынки. Впрочем, чтобы воспользоваться новыми возможностями, отечественная продукция должна отвечать международным экологическим стандартам.

Главный принцип «зеленого» производства — не навреди окружающей среде. На всех стадиях изготовления экологических товаров необходимо придерживаться специальных критериев. Например, производители масла должны контролировать, на каких почвах выращивается сырье, какие удобрения используются, как будут утилизировать отходы. При этом высокое качество семян — само собой разумеющаяся вещь.

«Европейские потребители хотят не только продукцию высокого класса, но и знать, как произведены товары, — подчеркивает международный эксперт Организации ООН по промышленному развитию Карим Зейн. — Кстати, Украина имеет большой потенциал в сфере энергоэффективности. При производстве металла, агропереработке, в химической промышленности Украина использует ресурсов в три раза больше, чем Европа. Сотрудничество с ЕС побуждает украинских производителей ориентироваться на лучшие примеры и снижать потребление ресурсов». Кроме того, отечественные бизнесмены должны улучшать качество продукции, создавать рабочие места для украинцев, заботиться об окружающей среде.

Успешный пример адаптации к международным стандартам — Турция и Марокко. «Европейский рынок открылся для этих стран с подписанием Соглашения об ассоциации, но сначала они должны были «подтянуть» свои стандарты. В первую очередь, это касалось производства кожи. То же можно сказать о текстильной промышленности в Египте», — комментирует Карим Зейн.

Новый мировой тренд — устойчивые государственные закупки, такая система учитывает влияние приобретенной продукции на окружающую среду. Масштабное воплощение проектов в этом направлении началось в 2014 году. Координатор Международной программы «Экологизация экономики в странах Восточного партнерства ЕС» Фарид Якер отметил: «Это — важный аспект, потому что в среднем госзакупки составляют 15—25% валового внутреннего продукта. Ряд стран уже воплощает программы «зеленых» закупок. В частности, в США планируется до 95% закупок экологически дружественной продукции».

Украина присоединилась к странам, которые занимаются «зелеными» закупками. Теперь международные эксперты вместе с украинским правительством работают над соответствующей программой и готовят необходимую законодательную базу. Фарид Якер рассказал: «Мы определили десять продуктов, которые попадут в данный проект. В основном это моющие средства, краски, органические продукты, строительные материалы. Следующий шаг — анализ украинского рынка, вместе с компаниями мы разработаем критерии для указанных продуктов».

Отечественный бизнес хочет быть «в тренде» и отвечать мировым стандартам качества. В мире товары, которые проходят экологическую сертификацию, маркируются особой отметкой, их включают в список «зеленой продукции». Кроме того, подобные товары рекомендуют для «зеленых» госзакупок. «Крупные производители уже понимают необходимость иметь экологический паспорт. Бизнес-ассоциации должны показывать тренды для малого и среднего бизнеса. Мы вместе с европейскими партнерами привлекаем внимание предпринимателей к этим вопросам», — отметил президент Торгово-Промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков.

Сегодня экологические стандарты в Украине внедряют, главным образом, большие предприниматели, это касается химической и металлургической промышленности, сельского хозяйства и т. п. Впрочем, малый и средний бизнес также активизируются в этом направлении. Геннадий Чижиков рассказывает: «Недавно узнал, что маленькая компания, которая производит оборудование для пивоварения, выходит на рынки Великобритании, Швеции и США. Вообще никогда не назову какую-либо отрасль «неконкурентоспособной». Шесть лет назад говорили, что украинское производство подсолнечника никогда не возродится. Теперь мы — среди мировых лидеров в этой отрасли».

Президент Торгово-промышленной палаты Украины отмечает, что для отечественных производителей существуют угрозы в машиностроении, сфере высоких технологий, однако есть перспективы в сфере IТ. «Наша задача — постепенно отходить от сырья и идти к готовой или полуготовой продукции. Например, в отрасли машиностроения можем сотрудничать с европейскими компаниями, изготовлять запасные детали и постепенно переходить на производство полноценной продукции. Так действовали Польша, Словакия, — объясняет Геннадий Чижиков. — Все больше иностранных компаний готовы работать в Украине, и помогать здесь с сертификацией товаров. Думаю, уже в следующем году увидим определенные сдвиги в сфере экологической продукции».

Мария ПРОКОПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ