Эта система основана на жесткой логике и может обрушиться при малейшей попытке некомпетентного вмешательства.
Деньги — единственный вид власти, доступный любому человеку. Количество денег в вашем кошельке определяет количество вашей власти над другими людьми. Остальные атрибуты власти, такие как чин или должность, еще большая абстракция, чем деньги. Они только показывают, каким объемом денег оперирует данное лицо, и степень зависимости от этих операций других членов общества.
Само понятие «деньги» выступает как полновластный диктатор, подчинивший все наши чувства и действия, заставляющий нас менять свою жизнь. Избавь нас от этого диктатора, разрушь стройную логику его законов, и мы станем похожи на слепых котят. За примером далеко ходить не нужно: деградация украинского общества — это следствие грубого нарушения принципов оценки человеческого труда.
Инфляция — один из факторов этого нарушения. Снижение реальной цены денег, их покупательной способности в угоду ограниченному кругу людей, стоящих у власти, повлекло за собой национальную катастрофу. Инфляция — это косвенный налог на производителя. В тоталитарном обществе инфляция помогает властной олигархии оставаться у власти. Выбрасывая в оборот ничем не обеспеченные деньги, олигархи поддерживают свою платежеспособность за счет других членов общества.
В демократическом обществе минимальная, законодательно установленная инфляция, даже полезна. Она разогревает экономику, не дает деньгам застаиваться. Но главная польза от небольшой инфляции — борьба с возможной монополизацией рынка денег. Деньги — это товар, такой же, как колбаса, как человеческий труд, как все, чем можно торговать. Как и все товары, деньги обладают определенными свойствами. Они имеют цену, которая определяется рыночным путем, то есть соотношением спроса и предложения. Рынок денег, как и рынки других товаров, находится в постоянной конкурентной борьбе и стремится к монополизации. Монополизация рынка денег влечет за собой неоправданное повышение цены на них. Поскольку цена на деньги растет, покупателей на этот вид товара становится меньше, что приводит к падению денежного и товарного оборота. Монополизация рынка денег — основная причина экономических кризисов.
Небольшая девальвация денежной единицы способствует притоку на денежный рынок дешевых, конкурентоспособных денежных ресурсов. Этот эффект достигается за счет ограниченной эмиссии. «Эмиссионные деньги» вступают в конкурентную борьбу с «монопольными деньгами» и снижают цену на кредитные ресурсы. Небольшая инфляция — неплохой способ борьбы с экономическим кризисом. Правда, он применим только в демократических государствах, придерживающихся принципов свободы личности и частной собственности. А в тоталитарном обществе, где монополия на кредитные ресурсы является основным инструментом порабощения, инфляция — дополнительное средство для перераспределения общественного продукта в пользу олигархии (в демократическом обществе она помогает ограничить аппетиты монополистов, снижает цену на деньги и, соответственно, увеличивает товарный оборот). Это утверждение имеет и обратную силу: по состоянию финансового рынка государства можно точно определить, является ли оно демократическим или тоталитарным.
Деньги являются особым товаром, который используется для облегчения обмена другими товарами. Чем больше денежный оборот, тем больше товарообмен. Есть три способа наполнения денежной единицы реальным товарным содержанием.
Способ первый — «золотой стандарт». Он включает в себя привязку цены денег к цене какого-либо товара. Например, цена одной гривни равна цене одного грамма золота. При использовании «золотого стандарта» очень легко монополизировать рынок денежных ресурсов: достаточно всего лишь обрести контроль над оборотом золота (то есть над одним из сегментов товарного рынка).
Способ второй — «обратимость валюты на внешних финансовых рынках». Он включает в себя конвертацию валют на рынках государств с открытой финансовой системой. При использовании этого пути монополизировать денежный рынок практически невозможно, поскольку в определении цены денежной единицы участвуют все сегменты товарного рынка, а ее реальная цена определяется спросом и предложением.
Способ третий — «обратимость валюты на внутреннем рынке». Он включает в себя привязку курса национальной денежной единицы к курсу какой-либо свободно-конвертируемой валюты или конвертацию национальной валюты на внутреннем финансовом рынке. Этот способ характерен для стран со слабой, нестабильной экономикой. Как правило, это страны, несущие в себе черты тоталитаризма или, как их теперь называют, «страны развивающейся демократии». При слабой, зависимой от внешнего инвестора экономике, способ «внутренней обратимости валюты» дает возможность сохранять стабильность валюты, что вряд ли можно было бы гарантировать при ее купле-продаже на мировом финансовом рынке.
Главная причина развала экономики СССР — ложное положение советского рубля, его несоответствие этим трем стандартам. Без определения цены на деньги они не могут использоваться по своему прямому назначению, то есть выполнять функцию помощника при товарообмене. На бумаге рубль отвечал всем критериям «золотого стандарта», он приравнивался к 0,987412 г золота, но, к сожалению, обменять рубли на золото было невозможно. При этом советское законодательство даже не допускало такого действия. Этот парадокс привел к тому, что рубль превратился в бумагу, а товарно-денежные отношения уступили место бартеру.
Деньги еще и эталон оценки человеческого труда. Правительства, извращающие законы денежного обращения, конечно, могут некоторое время решать свои проблемы, но последствия этого фатальны: экономика рушится, нация, потеряв стимул к труду, вырождается.
Деньги — наш лучший администратор в мире. Он не имеет личных желаний и слабостей, никого не заставляет что-либо делать. Его все любят и превозносят, во имя его создано все, что нас окружает. Нужно только относиться к нему бережно, и тогда все будет в порядке.